«Мцыри» — одна из поздних поэм Лермонтова, и в ней вновь нашли выражение центральные для него проблемы и темы, а герой явился вариантом «лермонтовского человека» — героя лирики и других поэм. В героической активности Мцыри так же противосто ит бездеятельному, «позорномалодушному» поколению, о котором6 5 писал Лермонтов в «Думе», как герои «Песни про... купца Калашни кова», а особенности его духовного склада и трагичность судьбы свя зывают его с основными мотивами лирики — мотивами одиночест ва, заточения, свободы, действия. Одиночество Мцыри всеобъемлю ще, он живет в чуждой среде, лишенный всех близких: Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». ... Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил не только милых душ — могил! Монастырь для него — тюрьма, и это связывает Мцыри с героем «тю ремного» цикла в лирике, с мотивом заточения. Порыв к свободе: Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть — властно определяет всю его жизнь и судьбу, как и лирического ге роя Лермонтова, для которого свобода — главная ценность. Свобода и ее цена и оказываются в центре проблематики поэмы, она, как ключ, задана уже в эпиграфе. Библейский эпиграф из 1й книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», оказывается ме тафорой («мед свободы») «трех блаженных дней» жизни Мцыри на воле, которые для него ценнее целой жизни, вернее, они и могут быть названы жизнью. Объективное значение этих трех дней подчеркива ется композиционно. Поэма состоит из короткой авторской экспози ции и большой основной части — монолога героя, состоящего из двух частей. Первая часть (гл. 3–8) — собственно исповедь, вторая (гл. 9– 26) — рассказ о побеге. Вся жизненная история Мцыри от момента, когда русский генерал оставил больного мальчика в монастыре, до прихода чернеца к умирающему Мцыри вмещается в короткий экс позиционный рассказ (гл. 2). И, таким образом, оценка трех дней, вы раженная объективно соотношением частей, совпадает с субъектив ной оценкой самого героя: ...Жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
«Мцыри» — одна из поздних поэм Лермонтова, и в ней вновь
нашли выражение центральные для него проблемы и темы, а герой
явился вариантом «лермонтовского человека» — героя лирики и
других поэм. В героической активности Мцыри так же противосто
ит бездеятельному, «позорномалодушному» поколению, о котором6 5
писал Лермонтов в «Думе», как герои «Песни про... купца Калашни
кова», а особенности его духовного склада и трагичность судьбы свя
зывают его с основными мотивами лирики — мотивами одиночест
ва, заточения, свободы, действия. Одиночество Мцыри всеобъемлю
ще, он живет в чуждой среде, лишенный всех близких:
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
... Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
не только милых душ — могил!
Монастырь для него — тюрьма, и это связывает Мцыри с героем «тю
ремного» цикла в лирике, с мотивом заточения. Порыв к свободе:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть —
властно определяет всю его жизнь и судьбу, как и лирического ге
роя Лермонтова, для которого свобода — главная ценность.
Свобода и ее цена и оказываются в центре проблематики поэмы,
она, как ключ, задана уже в эпиграфе. Библейский эпиграф из 1й книги
Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», оказывается ме
тафорой («мед свободы») «трех блаженных дней» жизни Мцыри на
воле, которые для него ценнее целой жизни, вернее, они и могут быть
названы жизнью. Объективное значение этих трех дней подчеркива
ется композиционно. Поэма состоит из короткой авторской экспози
ции и большой основной части — монолога героя, состоящего из двух
частей. Первая часть (гл. 3–8) — собственно исповедь, вторая (гл. 9–
26) — рассказ о побеге. Вся жизненная история Мцыри от момента,
когда русский генерал оставил больного мальчика в монастыре, до
прихода чернеца к умирающему Мцыри вмещается в короткий экс
позиционный рассказ (гл. 2). И, таким образом, оценка трех дней, вы
раженная объективно соотношением частей, совпадает с субъектив
ной оценкой самого героя:
...Жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.