Тест №1 по теме: Философия, её предмет, роль и место в культуре 1. Термин философия означает:
а) рассуждение; b) любовь к мудрости; c) компетентное мнение; d) логика
2. Объектом философии как науки является (наиболее правильный ответ):
a) человек и его место в мире; c) общественно-исторические процессы; b) природа и её законы; d) мир как целостная система
3.Предметом философии как науки является (наиболее правильный ответ):
а) устройство мира; b) всеобщее в системе «мир – человек»; c) красота мира; d) поиск идеального общества
4. Каким образом формулируется ОСНОВНОЙ ВОПРОС философии:
a) кто виноват? (Герцен); b) что первично: материальное или идеальное? (Энгельс); с) стоит ли жизнь быть прожитой? (Камю); d) как быть счастливым? (Сократ)
5. Философское направление, полагающее материю источником всех вещей и явлений мира:
a) идеализм; b) материализм; c) дуализм; d) номинализм
6. Что такое идеализм?:
a) учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями; b) учение об атомах; с) учение, считающее первичным универсалии; d) учение, считающее первичным сознание
7. Философ, считавший, что в основе мира лежат две равноправные субстанции – материальная и духовная:
a) Дж. Беркли; b) Р. Декарт; c) Б. Спиноза; d) Т. Гоббс
8. Устойчивая система взглядов на мир (убеждений, представлений, верований и т.д.), определяющая отношение человека к миру и другим людям – это:
a) мировосприятие; b) мировоззрение; c) мирочувствование; d) мироощущение
9. Для религиозного мировоззрения определяющим является:
a) доброта; b) мудрость; c) знание; d) вера
10. В чём заключаются гносеологические корни материализма?:
a) в идеологии; b) в ощущении; с) в убеждении; d) в общественно-исторической практике
ответ:Ойыншылар алаң ортасында бір-біріне арқасымен тұратын екі топқа бөлінеді, олардың аралығы 1,5 м. Бір топқа «Күн» атауы, екінші топқа «Түн» атауы беріледі. Әр топтың өз алаңында (10—12 м) үйі бар. Мұғалім кенеттен топ атауының біреуін атайды, мысалы «Күн!» Осы топтың ойыншылары өз үйлеріне жылдам жүгіріп барады, ал басқа топ қуып жетіп, оларды ұстайды. «Ұсталған» ойыншылар басқа топқа өтеді және т.б. Ойын бірнеше рет өткізіледі, содан кейін бірдей жүгірісте (үш немесе төрт) әр топтан ұсталған ойыншылар саны саналады. Көбірек ойыншыларды ұстаған топ жеңеді.
Источники и историография истории Казахстана.Откуда черпают ученые сведения о Конечно же, из исторических источников. В настоящее время выделяют различные группы исторических источников: археологические, вещественные, письменные, устные, изобразительные и этнографические.
Археологические источники позволяют нам реконструировать древнейшие периоды истории, дают представления о периоде палеолита, неолита, эпохи бронзы. Почти до 30-40-х годов ХХ века были неизвестны в полном объеме археологические материалы центрального, северного Казахстана. Масштабные экспедиции М.П.Грязнова, Б.Г.Гафурова, А.Х.Маргулана, А.Г.Медоева, А.Н.Формозова выявили существование уникальных культур эпохи неолита и бронзы. Современные археологи внесли огромный вклад в пополнение наших представлений о древних периодах истории. Ж.Таймагамбетов исследовал значительное количество стоянок эпохи палеолита на территории северного и центрального Казахстана. Памятники сакской эпохи активно исследовались в 60-80-е годы ХХ века Кемалем Акишевичем Акишевым, открывшем “Золотого человека”, а открытия 90-х годов – курган Берель в северо-восточном Казахстана были сделаны экспедицией Института археологии АН РК под руководством З.Самашева и дали уникальные материалы для изучения истории сакского общества.
На рубеже новой эры письменные источники – греко-латинские, персидские, арабские, китайские сочинения, тюркские надписи на каменных стелах. Из них мы получаем сведения о расселении племен на территории Казахстана, их передвижениях, взаимоотношениях с соседями на протоказахской территории.
История средних веков отражена в книгах собственно тюркских историков, филологов, философов, в сочинениях арабских, китайских летописцев, дневниках и трудах европейских путешественников и миссионеров (например, сочинения Аль-Фараби, Иугнеки, Яссауи, Беды Достопочтенного, Роджера Бэкона, Марко Поло и других, анналы английских монастырей).
К важнейшим историческим источникам относятся этнографические материалы воссоздать, представить хозяйство, семейный быт, обычаи, обряды древнего населения.
Важными источниками являются данные истории казахского языка, изменения в словаре, заимствования из других – арабского, персидского, русского и др. – языков также важны для исследователя.
История казахов, как и многих кочевых народов, передавалась из уст в уста, от поколения к поколению, а потому к источникам по истории Казахстана относятся и сокровища устного народного творчества – эпосы, сказания, легенды, родословные (шежире), названия различных географических пунктов (Калмак-кырылган, Зайсан и др.).
Таким образом, круг источников по истории Казахстана широк и богат, постоянно пополняется новыми и требует дальнейшей систематизации и изучения.
На новый уровень казахстанская историческая наука вышла после обретения суверенитета. Вначале появились статьи в различных изданиях, затем монографии ведущих историков по проблемам истории Казахстана. Например, книга С. Кляшторного и Т. Султанова «Казахстан. Летопись трех тысячелетий», «Алаш и Алаш-Орда» К. Нурпеисова, «Движение Алаш» М. Койгельдиева. В 1993 году был опубликован обобщающий труд историков «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Очерк). Началось издание фундаментального труда «История Казахстана» в пяти томах, первый том был издан в 1996 году.