Мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. Анропогонические мифы - составная часть космогонических мифов. Для многих мифов характерно то, что первоначально всё имеет антропоморфный облик - все существа, животные, предметы и явления (солнце, луна, звёзды) , место обитания племени и даже вся вселенная, часто описываемая как происходящая из частей тела «первочеловека» . Поэтому возникновение человека нередко представляется в них. не столько как его создание, сколько как его выделение из числа других человекоподобных существ, которые постепенно теряют человеческий облик, сохраняющийся только у людей.
Создание человека описывается нередко и как отделение людей друг от друга (первоначально как бы сросшихся воедино) , и как проведение границ между частями племени.
Боги, демиурги или культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов: костяка животных (в некоторых мифах североамериканских индейцев алгонкинской языковой группы демиург Манабуш создаёт человека из скелета зверей, рыб, птиц) , орехов (в меланезийском мифе рассказывается об использовании кокосовых орехов, в мифе перуанских индейцев - орехов пальмового дерева и т. д.) , из дерева (в западносибирских кетских и некоторых североамериканских индейских, а также океанийских А. м.) . В кетском мифе для оживления человека, сделанного из палки, его качают в люльке, т. е. совершают обряд возрождения к жизни.
В скандинавской мифологии Один и другие боги-асы оживляют древесные прообразы людей, «доделывают» их (представления о первых людях как о незавершённых существах, которых богам приходится «доделывать» , - широко распространённый мифологический мотив) .
Очень часто в мифах люди создаются из глины или земли.
Подобные представления о появлении первых людей отражены в легендах индейцев Северной Америки, аккадской и египетской мифологии. Миф о создании человека из земли в индоевропейской мифологии (как и в семитской) сказался и в эпитете человека - «земной» (существует связь между латинскими словами homo - человек и humus - земля) .
Частым мотивом мифов (находящим параллель в детской психологии является представление о создании сперва мужчин, а потом женщин Иногда женщины описываются как возникшие в результате того, что в мужчину кидают кусок мяса. Происхождение женщины часто отлично от происхождения мужчины, она делается из иного, чем мужчина, материала (как во многих мифах южноамериканских индейцев) . Но библейский миф о сотворении Евы из ребра первочеловека Адама - по-видимому, результат "литературного каламбура".
В некоторых мифологиях (американских индейцев, африканских, океанийских) создание человека нередко мыслится в два (или более) этапа сначала возникают первые антропоморфные существа - первопредки, от которых рождаются люди. Первичная пара существ, от которой произошли люди, нередко в одной и той же мифологии (напр. у нганасанов на полуострове Таймыр состоит из земли-матери (или богини земли) и её божественного супруга и в то же время - из первых людей рождённых этими богами. Представления о первом человеке во многих традициях (индоиранской, славянской, нанайской и некоторых других сибирских) связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными (и не отличались от богов) . Первый человек - это чаще всего первый смертный - с его смертью кончается мифическое (в определённом смысле довременное) существование человечества; вслед за ним люди стали умирать
Көлемі ЗО жол. Бұл шығармада тұтас халыққа арнап айтылған терең де күрделі ойлар шерлі жүректен шамырқанып, толқып шыққан. Үлкен адамгершілік, қайраткерлік, оқымыстылық биікке көтерілген ақын үні бірде айбарлы, бірде кекті, бірде мұңлы. Қазақ халқын бөлмей-жармай, түгел қамтып, тұтас шолып, баршасына бағыштап айтылған өлеңнің әлеуметтік салмағы орасан зор. Ақын алдымен көз алдыңызға мұрты аузына түскен, бір ұрты май, бір ұрты қан, алғашқыда шырайы сартша жылтырап тұрған қазақтың кескінін алып келеді. Осыдан кейін барып оның ішкі әлемін, мінез ерекшеліктерін айқындап аша бастайды.
Создание человека описывается нередко и как отделение людей друг от друга (первоначально как бы сросшихся воедино) , и как проведение границ между частями племени.
Боги, демиурги или культурные герои создают первых людей из самых разнообразных материалов: костяка животных (в некоторых мифах североамериканских индейцев алгонкинской языковой группы демиург Манабуш создаёт человека из скелета зверей, рыб, птиц) , орехов (в меланезийском мифе рассказывается об использовании кокосовых орехов, в мифе перуанских индейцев - орехов пальмового дерева и т. д.) , из дерева (в западносибирских кетских и некоторых североамериканских индейских, а также океанийских А. м.) . В кетском мифе для оживления человека, сделанного из палки, его качают в люльке, т. е. совершают обряд возрождения к жизни.
В скандинавской мифологии Один и другие боги-асы оживляют древесные прообразы людей, «доделывают» их (представления о первых людях как о незавершённых существах, которых богам приходится «доделывать» , - широко распространённый мифологический мотив) .
Очень часто в мифах люди создаются из глины или земли.
Подобные представления о появлении первых людей отражены в легендах индейцев Северной Америки, аккадской и египетской мифологии. Миф о создании человека из земли в индоевропейской мифологии (как и в семитской) сказался и в эпитете человека - «земной» (существует связь между латинскими словами homo - человек и humus - земля) .
Частым мотивом мифов (находящим параллель в детской психологии является представление о создании сперва мужчин, а потом женщин Иногда женщины описываются как возникшие в результате того, что в мужчину кидают кусок мяса. Происхождение женщины часто отлично от происхождения мужчины, она делается из иного, чем мужчина, материала (как во многих мифах южноамериканских индейцев) . Но библейский миф о сотворении Евы из ребра первочеловека Адама - по-видимому, результат "литературного каламбура".
В некоторых мифологиях (американских индейцев, африканских, океанийских) создание человека нередко мыслится в два (или более) этапа сначала возникают первые антропоморфные существа - первопредки, от которых рождаются люди. Первичная пара существ, от которой произошли люди, нередко в одной и той же мифологии (напр. у нганасанов на полуострове Таймыр состоит из земли-матери (или богини земли) и её божественного супруга и в то же время - из первых людей рождённых этими богами. Представления о первом человеке во многих традициях (индоиранской, славянской, нанайской и некоторых других сибирских) связано с идеей конца мифического времени, когда люди были бессмертными (и не отличались от богов) . Первый человек - это чаще всего первый смертный - с его смертью кончается мифическое (в определённом смысле довременное) существование человечества; вслед за ним люди стали умирать
Көлемі ЗО жол. Бұл шығармада тұтас халыққа арнап айтылған терең де күрделі ойлар шерлі жүректен шамырқанып, толқып шыққан. Үлкен адамгершілік, қайраткерлік, оқымыстылық биікке көтерілген ақын үні бірде айбарлы, бірде кекті, бірде мұңлы. Қазақ халқын бөлмей-жармай, түгел қамтып, тұтас шолып, баршасына бағыштап айтылған өлеңнің әлеуметтік салмағы орасан зор. Ақын алдымен көз алдыңызға мұрты аузына түскен, бір ұрты май, бір ұрты қан, алғашқыда шырайы сартша жылтырап тұрған қазақтың кескінін алып келеді. Осыдан кейін барып оның ішкі әлемін, мінез ерекшеліктерін айқындап аша бастайды.