Господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла
Экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается замкнутость, характерная для натурального хозяйства. Формируются принципы и структуры рыночной экономики
Преобладание экстенсивных технологий и ручных орудий труда
Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным
Общество максимально приспосабливается к окружающей среде, подчиняется ритмам природы
Общество освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе
Господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной
Частная собственность является священной и неприкосновенной
Социальная структура сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует
Рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок
Поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. Индивидуальность, самостоятельность не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения
Значительная трансформация системы ценностей. Человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определённой пользы) — новые системы координат личности. Человек стремится к саморазвитию, самосовершенствованию
В общественном сознании господствует провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла
Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии)
В политической сфере господствуют церковь и армия. Человек полностью отчуждён от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон
Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта
Традиционное общество
Индустриальное общество
Господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла
Экономической базой является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается замкнутость, характерная для натурального хозяйства. Формируются принципы и структуры рыночной экономики
Преобладание экстенсивных технологий и ручных орудий труда
Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным
Общество максимально приспосабливается к окружающей среде, подчиняется ритмам природы
Общество освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет её себе
Господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной
Частная собственность является священной и неприкосновенной
Социальная структура сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует
Рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок
Поведение человека в обществе регулируется корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. Индивидуальность, самостоятельность не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения
Значительная трансформация системы ценностей. Человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определённой пользы) — новые системы координат личности. Человек стремится к саморазвитию, самосовершенствованию
В общественном сознании господствует провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимаются как осуществление божественного промысла
Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии)
В политической сфере господствуют церковь и армия. Человек полностью отчуждён от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон
Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта