В XVIII в. промышленность Урала достигла значительного развития, по-прежнему занимавшая ведущее положение в металлургии. В 40-50-х годах началось строительство горных заводов на Южном Урале, что явилось результатом частного предпринимательства и было обусловлено в первую очередь ростом спроса на железо на внешнем рынке. Увеличивалась потребность в металле, особенно в меди, и внутри страны. Наряду с титулованной знатью заводы строили купцы-предприниматели: И.Б. Твердышев, И.С. Мясников, Осокины и др. Большинство южноуральских заводов пользовалось принудительным трудом. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы.
Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. Не было по тем временам территории, хоть в чем либо равной Уралу по значимости в жизни страны. Производя 81% российского железа, 95% меди, он был единственным районом по добыче золота.
Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин. Ярко расцветал талант механиков Черепановых, демидовских крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали первый русский паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И.Ф. Макарова, который разработал печь для получения "мягкого железа". Невозможно переоценить вклад И.И. Ползунова - изобретателя первого в мире поршневого двигателя.
В этот период на Южном Урале горным делом и горнозаводским предпринимательством занимались представители купечества, тульских оружейников, местных рудознатцев и рудопромышленников, столичных аристократов и местных дворян.
Таким образом, на добыче руд использовался в основном наемный труд местного населения, а со второй половины XVIII века - иногда и приписных русских крестьян. Башкиры искали и находили многие месторождения руд, знали их свойства, а также способы извлечения и применения полезных ископаемых для нужд того времени. На вывозке руд на заводы использовался гужевой транспорт, металл плавили в печах и домнах, используя древесный уголь и известняк в качестве флюса. Интенсивное развитие горнорудной промышленности потребовало подготовки сотен специалистов, достаточно осведомленных в различных областях горного дела, геологии, минералогии, химии, металлургии.
Таким образом, во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы – современные города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Предприятия, возникшие на Южном Урале в 18 веке, составляют основу современной промышленности Челябинской области.
Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. Не было по тем временам территории, хоть в чем либо равной Уралу по значимости в жизни страны. Производя 81% российского железа, 95% меди, он был единственным районом по добыче золота.
Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин. Ярко расцветал талант механиков Черепановых, демидовских крестьян, имевших отечественное и заграничное образование. Они создали первый русский паровоз. Велик вклад в развитие металлургии И.Ф. Макарова, который разработал печь для получения "мягкого железа". Невозможно переоценить вклад И.И. Ползунова - изобретателя первого в мире поршневого двигателя.
В этот период на Южном Урале горным делом и горнозаводским предпринимательством занимались представители купечества, тульских оружейников, местных рудознатцев и рудопромышленников, столичных аристократов и местных дворян.
Таким образом, на добыче руд использовался в основном наемный труд местного населения, а со второй половины XVIII века - иногда и приписных русских крестьян. Башкиры искали и находили многие месторождения руд, знали их свойства, а также способы извлечения и применения полезных ископаемых для нужд того времени. На вывозке руд на заводы использовался гужевой транспорт, металл плавили в печах и домнах, используя древесный уголь и известняк в качестве флюса. Интенсивное развитие горнорудной промышленности потребовало подготовки сотен специалистов, достаточно осведомленных в различных областях горного дела, геологии, минералогии, химии, металлургии.
Таким образом, во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы – современные города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Предприятия, возникшие на Южном Урале в 18 веке, составляют основу современной промышленности Челябинской области.