Была проведена реформа местного управления. Вместо наместников все дела в уездах теперь вершили выборные люди от дворян. На территориях, где жили государственные крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост. Усилилось и центральное управление. Окончательно сложились приказы. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами. Его организатором и первым главой стал И. М. Висковатый.
схема государственного управления
царь (великий князь) - боярская дума - приказы - местное управление - наместники.
При великом князе сложился постоянно действующий совет знати — Боярская дума, которая заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела.
Приказы руководили военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные.
Для управления в уездах — бывших самостоятельных землях и княжествах или их уделах — назначались на некоторый срок бояре-наместники, выполнявший судебно-административные функции. В помощь им посылались по волостям «волостели», а для выполнения судебных функций — «приставы» и «доводчики».
Также, на решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя — порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.
Высшая власть в стране принадлежала великому князю московскому. Он назначал на высшие должности, возглавлял вооруженные силы, жаловал подданных землями и чинами, от его имени издавались законы и отправлялись посольства. Центральными учреждениями, оформившимися в конце XV в., были Казна и Дворец. Казна не только являлась финансовым ведомством, но и выполняла роль великокняжеской канцелярии: в ней хранились деньги, драгоценности, государев архив и печать. Во главе этого учреждения стоял казначей, который обычно назначался из числа преданных государю лиц, хорошо ориентировавшихся в финансовых и международных делах. Дворец первоначально ведал личными (дворцовыми) землями государя. Однако со временем его функции расширились: он стал контролировать местную администрацию и выполнять роль суда по земельным и наиболее важным уголовным делам. Дворецкие, возглавлявшие это ведомство, обычно происходили из старомосковских нетитулованных (т. е. некняжеских) родов, издавна служивших московским князьям. Должность дворецкого была пожизненной, однако наблюдалась тенденция к перерастанию ее в наследственную. Во Дворце были и другие чины: ясельничие, ведавшие государевой конюшней, сокольничие и ловчие, занимавшиеся организацией великокняжеской охоты, оружничие, постельничие, кравчие, подносившие на пирах государю чашу с вином, и др. Помимо центрального дворцового ведомства, которое примерно с 30-х гг. XVI в. стало именоваться Большим дворцом, существовали областные дворцы, например Новгородский, Тверской и др. С 60-х гг. их роль в управлении постепенно снижалась и переходила к приказнъш ведомствам. В деятельности приказов не было четкости и планомерности: они часто дублировали друг друга.
На самой верхней ступеньке социальной лестницы вслед за великим князем располагались удельные (ближайшие родственники государя, теоретически обладавшие суверенными правами в своих уделах и возможностью занять при определенных обстоятельствах московский престол) и служилые князья. На протяжении конца XV—XVI в. постепенно распадается удельная система, наблюдается тенденция к окончательному подчинению удельных князей воле монарха. Князья Стародубские, Вельские, Глинские, Мстиславские и другие теряют самостоятельность и переходят на службу в московский великокняжеский двор. Старомосковское боярство, издавна служившее великим князьям, но не имевшее княжеских титулов, стояло на второй ступеньке. Для боярских родов Плещеевых, Сабуровых, Морозовых, Кутузовых и других была характерна корпоративная замкнутость, они стремились устанавливать родственные связи среди определенного круга семей. Богатство их зависело прежде всего от государя, от которого они получали чины и земельные пожалования. Отношения между знатными фамилиями строились по принципу местничества.
Была проведена реформа местного управления. Вместо наместников все дела в уездах теперь вершили выборные люди от дворян. На территориях, где жили государственные крестьяне, они сами выбирали своих управителей — старост.
Усилилось и центральное управление. Окончательно сложились приказы. Посольский приказ ведал отношениями с иностранными государствами. Его организатором и первым главой стал И. М. Висковатый.
царь (великий князь) - боярская дума - приказы - местное управление - наместники.
При великом князе сложился постоянно действующий совет знати — Боярская дума, которая заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела.
Приказы руководили военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные.
Для управления в уездах — бывших самостоятельных землях и княжествах или их уделах — назначались на некоторый срок бояре-наместники, выполнявший судебно-административные функции. В помощь им посылались по волостям «волостели», а для выполнения судебных функций — «приставы» и «доводчики».
Также, на решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя — порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.
Высшая власть в стране принадлежала великому князю московскому. Он назначал на высшие должности, возглавлял вооруженные силы, жаловал подданных землями и чинами, от его имени издавались законы и отправлялись посольства. Центральными учреждениями, оформившимися в конце XV в., были Казна и Дворец.
Казна не только являлась финансовым ведомством, но и выполняла роль великокняжеской канцелярии: в ней хранились деньги, драгоценности, государев архив и печать.
Во главе этого учреждения стоял казначей, который обычно назначался из числа преданных государю лиц, хорошо ориентировавшихся в финансовых и международных делах.
Дворец первоначально ведал личными (дворцовыми) землями государя. Однако со временем его функции расширились: он стал контролировать местную администрацию и выполнять роль суда по земельным и наиболее важным уголовным делам. Дворецкие, возглавлявшие это ведомство, обычно происходили из старомосковских нетитулованных (т. е. некняжеских) родов, издавна служивших московским князьям. Должность дворецкого была пожизненной, однако наблюдалась тенденция к перерастанию ее в наследственную. Во Дворце были и другие чины: ясельничие, ведавшие государевой конюшней, сокольничие и ловчие, занимавшиеся организацией великокняжеской охоты, оружничие, постельничие, кравчие, подносившие на пирах государю чашу с вином, и др. Помимо центрального дворцового ведомства, которое примерно с 30-х гг. XVI в. стало именоваться Большим дворцом, существовали областные дворцы, например Новгородский, Тверской и др. С 60-х гг. их роль в управлении постепенно снижалась и переходила к приказнъш ведомствам. В деятельности приказов не было четкости и планомерности: они часто дублировали друг друга.
На самой верхней ступеньке социальной лестницы вслед за великим князем располагались удельные (ближайшие родственники государя, теоретически обладавшие суверенными правами в своих уделах и возможностью занять при определенных обстоятельствах московский престол) и служилые князья. На протяжении конца XV—XVI в. постепенно распадается удельная система, наблюдается тенденция к окончательному подчинению удельных князей воле монарха. Князья Стародубские, Вельские, Глинские, Мстиславские и другие теряют самостоятельность и переходят на службу в московский великокняжеский двор.
Старомосковское боярство, издавна служившее великим князьям, но не имевшее княжеских титулов, стояло на второй ступеньке.
Для боярских родов Плещеевых, Сабуровых, Морозовых, Кутузовых и других была характерна корпоративная замкнутость, они стремились устанавливать родственные связи среди определенного круга семей. Богатство их зависело прежде всего от государя, от которого они получали чины и земельные пожалования. Отношения между знатными фамилиями строились по принципу местничества.