Восстание было вызвано увеличением налогов. В 1704 году начались военные действия башкирских отрядов против русских крепостей Закамской укрепленной линии. В 1706 году восставшие направили челобитную царю об отмене налогов, но она не была рассмотрена. Восстание после этого усилилось и охватило еще большие территории. Башкиры обратились за помощью в Османскую империю, желая создать собственное государственное образование – Башкирское ханство. В 1708 году царские войска одержали ряд побед над восставшими. Но окончательно восстание прекратилось только в 1711г., после того как отменены были все новые налоги, гарантированы были башкирской знати права на земли, проведено расследование злоупотреблений.
Общими причинами восстания в Башкирии с другими народными волнениями в России были увеличение податей. Особенные причины, присущие только восстанию в Башкирии – увеличение обязательной нормы поставки лошадей для армии, введение налогов на мечети и их посещение.
Затяжной характер этого восстания можно объяснить упорством и целеустремленностью предводителей восстания и восставших. Кроме того, игнорирование просьб восставших царской властью вызвало еще больший подъем восстания. После нескольких лет борьбы восставшие доказали необходимость учитывать их интересы.
Дворяне:
- Я доволен действиями царя по отношению к дворянству, он издал указ о единонаследии. Теперь не только вотчина, но и поместье предается по наследству старшему сыну.
- А я - младший сын, мне наследство не предается, я должен зарабатывать на службе государевой. За верную службу и награды, и почести. Крепостные крестьяне остаются в собственности дворян, только вот заводы строить надо и туда крестьян отдавать – приписывать. А впрочем, не хочешь строить заводы – не строй, живи как прежде, только верно служи Отечеству и государю.
Священники:
- Не сладко живется церкви при царе Петре, обычаи старинные не соблюдает, притесняет церковников, колокола с церквей снял, на пушки переплавил, а потом и вовсе власть патриарха изничтожил, говорит: «Не может быть в государстве двух царей». А вместо патриаршества учредил Святейший Синод, главу которого, Обер-прокурора, сам назначает. Всех своей воле подчинил. Недаром его антихристом церковники называют.
- А архиепископ Феофан Прокопович поддерживает Петра, в проповедях своих восхваляет победы его и в стране, и за ее пределами в войнах со шведами. «Все на благо России и люда российского» - говорит Феофан.
Крестьяне:
- Жизнь крестьянская нелегка, а при царе Петре совсем тяжко стало. Подати с двора заменили на подати с души мужского пола (подушные подати). Помрет мужик, а всей его семье за него подать все равно платить, пока очередной ревизии не будет. А еще повинности и другие подати. Заводы строить стали, а кто на них работает, опять же мы – крестьяне. От земли, от семьи нас отрывают и к заводам приписывают. Жалованье на заводах маленькое, на прокорм семье не хватает, а работа тяжелая. Однако мастеровым людям и платят хорошо, и почет, и уважение. А как Санкт-Петербург строили, так сколько душ крестьянских сгинуло на той стройке.
Купцы:
- Батюшка наш, царь Петр – благодетель. Развернулась при нем торговля, привилегии всему торговому и мастеровому люду и займы дают на открытие заводов, мануфактур, и торговля по морю наладилась, и таможенные сборы для нас купцов российских снижены, а для купцов иностранных повышены. В помощь торговле и каналы при Петре построенные.
Общими причинами восстания в Башкирии с другими народными волнениями в России были увеличение податей. Особенные причины, присущие только восстанию в Башкирии – увеличение обязательной нормы поставки лошадей для армии, введение налогов на мечети и их посещение.
Затяжной характер этого восстания можно объяснить упорством и целеустремленностью предводителей восстания и восставших. Кроме того, игнорирование просьб восставших царской властью вызвало еще больший подъем восстания. После нескольких лет борьбы восставшие доказали необходимость учитывать их интересы.
- Я доволен действиями царя по отношению к дворянству, он издал указ о единонаследии. Теперь не только вотчина, но и поместье предается по наследству старшему сыну.
- А я - младший сын, мне наследство не предается, я должен зарабатывать на службе государевой. За верную службу и награды, и почести. Крепостные крестьяне остаются в собственности дворян, только вот заводы строить надо и туда крестьян отдавать – приписывать. А впрочем, не хочешь строить заводы – не строй, живи как прежде, только верно служи Отечеству и государю.
Священники:
- Не сладко живется церкви при царе Петре, обычаи старинные не соблюдает, притесняет церковников, колокола с церквей снял, на пушки переплавил, а потом и вовсе власть патриарха изничтожил, говорит: «Не может быть в государстве двух царей». А вместо патриаршества учредил Святейший Синод, главу которого, Обер-прокурора, сам назначает. Всех своей воле подчинил. Недаром его антихристом церковники называют.
- А архиепископ Феофан Прокопович поддерживает Петра, в проповедях своих восхваляет победы его и в стране, и за ее пределами в войнах со шведами. «Все на благо России и люда российского» - говорит Феофан.
Крестьяне:
- Жизнь крестьянская нелегка, а при царе Петре совсем тяжко стало. Подати с двора заменили на подати с души мужского пола (подушные подати). Помрет мужик, а всей его семье за него подать все равно платить, пока очередной ревизии не будет. А еще повинности и другие подати. Заводы строить стали, а кто на них работает, опять же мы – крестьяне. От земли, от семьи нас отрывают и к заводам приписывают. Жалованье на заводах маленькое, на прокорм семье не хватает, а работа тяжелая. Однако мастеровым людям и платят хорошо, и почет, и уважение. А как Санкт-Петербург строили, так сколько душ крестьянских сгинуло на той стройке.
Купцы:
- Батюшка наш, царь Петр – благодетель. Развернулась при нем торговля, привилегии всему торговому и мастеровому люду и займы дают на открытие заводов, мануфактур, и торговля по морю наладилась, и таможенные сборы для нас купцов российских снижены, а для купцов иностранных повышены. В помощь торговле и каналы при Петре построенные.