В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование в российском обществе. В России недорослями называли молодых людей-дворян, не желающих учиться.
Еще во времена Петра Первого, был принят указ, об обязательном обучении дворянских отроков мужского пола, до 20 лет. Нужно было заставлять дворянских детей учиться. Иначе они не смогут ни жениться, ни пойти служить, не принесут благо своей Родине. Данная пьеса, относится к классицизму, художественному стилю, по законам которого все герои делятся на положительных « воспитанных»– Стародум, Правдин, кроткая Софья, Милон. И отрицательных, «невоспитанных» - супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан.
В своей пьесе Фонвизин разворачивает перед нами картину «матриархальной» семьи Простаковых. Все ее члены не только отличаются грубостью, неуважительным отношением друг к другу и окружающим, но они еще и циничные, бестактные люди. Возможно, все эти качества развиваются в них из-за того, что они не образованы, малограмотны, главной целью для них является обогащение, стяжательство. Госпожа Простакова, ее супруг и их сын Митрофан, глупые, жадные, недалекие люди.
Главной фразой, характеризующей Митрофана, 16- летнего неуклюжего увальня, является: «Не буду учиться, хочу жениться». Его любимое занятие гонять голубей. Его учителя: семинарист Кутейкиным, занимается с ним грамматикой. Отставной сержант Цифиркин обучает Митрофана математике. Немец Вральманом занимается с учеником французским. Знания не интересуют Митрофана. Он труслив и груб со своими учителями. Матушка поддерживает своего дитятко, не утруждая знаниями.
Ее волнует, лишь накормлен ли он, и как бы его женить, удачно, на Софье, которая считается удачной партией, т.к. у нее хорошее приданное. Крупицы знаний, нужны в семье Простаковых, лишь для того, чтобы обмануть окружающих. Этому браку противятся Стародум и Правдин, требуя, чтобы Митрофан учился не фиктивно, не « только по документам служил, и получал награды и звания». А Простакова, услышав это, говорит сыну: « Ты поучись, хоть для виду, чтоб как ты трудишься, дошло до ушей его». Какое будущее готовит матушка своему сыночку? Какую пользу он может принести своему государству? Никакой.
Это была большая проблема дворянских семей того времени. В те времена была популярна народная мудрость «глуп, до святости». Она как нельзя лучше характеризует многих дворянских детей того времени. Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. Бороться с ними было очень трудно. Их предки и сами « с неба звезд не хватали» и детей особо не утруждали. Примером могут служить нравы семьи Простаковых.
Ни матушка, ни батюшка не стремятся к тому, чтобы их сын вырос полезным гражданином государства. Они довольны жизнью в своем «болоте» и не хотят ничего менять. Трагизм их положения будет понятен в финале пьесы, когда Простакова, оставшись ни с чем, как бы у разбитого корыта, просит помощи у сына, а он ей грубо, по - хамски, обидно ответит. В пьесе «Недоросль, подняты не только бытовые проблемы, но и проблемы воспитания - это как бы основа праведного, правильного уклада жизни.
А, не понявшие и не принявшие его - ничего достойного не достигнут. Фонвизин своим произведением как бы дает наказ: надо получать достойное воспитание это залог благосостояния государство, а главное благосостояние - это образование и образованность его граждан.
Еще во времена Петра Первого, был принят указ, об обязательном обучении дворянских отроков мужского пола, до 20 лет. Нужно было заставлять дворянских детей учиться. Иначе они не смогут ни жениться, ни пойти служить, не принесут благо своей Родине. Данная пьеса, относится к классицизму, художественному стилю, по законам которого все герои делятся на положительных « воспитанных»– Стародум, Правдин, кроткая Софья, Милон. И отрицательных, «невоспитанных» - супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан.
В своей пьесе Фонвизин разворачивает перед нами картину «матриархальной» семьи Простаковых. Все ее члены не только отличаются грубостью, неуважительным отношением друг к другу и окружающим, но они еще и циничные, бестактные люди. Возможно, все эти качества развиваются в них из-за того, что они не образованы, малограмотны, главной целью для них является обогащение, стяжательство. Госпожа Простакова, ее супруг и их сын Митрофан, глупые, жадные, недалекие люди.
Главной фразой, характеризующей Митрофана, 16- летнего неуклюжего увальня, является: «Не буду учиться, хочу жениться». Его любимое занятие гонять голубей. Его учителя: семинарист Кутейкиным, занимается с ним грамматикой. Отставной сержант Цифиркин обучает Митрофана математике. Немец Вральманом занимается с учеником французским. Знания не интересуют Митрофана. Он труслив и груб со своими учителями. Матушка поддерживает своего дитятко, не утруждая знаниями.
Ее волнует, лишь накормлен ли он, и как бы его женить, удачно, на Софье, которая считается удачной партией, т.к. у нее хорошее приданное. Крупицы знаний, нужны в семье Простаковых, лишь для того, чтобы обмануть окружающих. Этому браку противятся Стародум и Правдин, требуя, чтобы Митрофан учился не фиктивно, не « только по документам служил, и получал награды и звания». А Простакова, услышав это, говорит сыну: « Ты поучись, хоть для виду, чтоб как ты трудишься, дошло до ушей его». Какое будущее готовит матушка своему сыночку? Какую пользу он может принести своему государству? Никакой.
Это была большая проблема дворянских семей того времени. В те времена была популярна народная мудрость «глуп, до святости». Она как нельзя лучше характеризует многих дворянских детей того времени. Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. Бороться с ними было очень трудно. Их предки и сами « с неба звезд не хватали» и детей особо не утруждали. Примером могут служить нравы семьи Простаковых.
Ни матушка, ни батюшка не стремятся к тому, чтобы их сын вырос полезным гражданином государства. Они довольны жизнью в своем «болоте» и не хотят ничего менять. Трагизм их положения будет понятен в финале пьесы, когда Простакова, оставшись ни с чем, как бы у разбитого корыта, просит помощи у сына, а он ей грубо, по - хамски, обидно ответит. В пьесе «Недоросль, подняты не только бытовые проблемы, но и проблемы воспитания - это как бы основа праведного, правильного уклада жизни.
А, не понявшие и не принявшие его - ничего достойного не достигнут. Фонвизин своим произведением как бы дает наказ: надо получать достойное воспитание это залог благосостояния государство, а главное благосостояние - это образование и образованность его граждан.