Ushbu qo‘llanma o‘zbek tili va adabiyoti bakalavr ta’lim y o ‘nalishida tahsil
olayotgan talabalar uchun mo‘ijaliangan bo‘lib, unda talabalaming umumta’lim
maktablari, akademik litsey va kasb-hunar kollejlarida ona tili fanidan olgan
bilimlarini mustahkamlash hamda “Hozirgi o ‘zbek adabiy tili” deb ataladigan
nazariy kursni o ‘rganishga tayyorlash maqsad qilib olingan.
Q o‘llanma morfologiya bo‘limini o ‘z ichiga olgan. Unda so‘zning
morfclogik tuzilishi, yangi shakl va ma’nolar hosil qilishi bilan bog‘liq qonunqoidalar, so‘zlaming mushtarak yoki farqli belgilari asosida turkumiarga ajratilishi,
so ‘z turkumlari tavsifi, so‘zlami turkumlar bo‘yicha tahlil qilish kabi masalalar
yoritilgan va badiiy asarlardan tanlab olingan mashqlar berilgan. Nazariy
ma’lumotlar imkon qadar ixchamlashtirilgan va esda saqlashni osonlashtirish
maqsadida turli jadval larda berishga harakat qilingan.
Буддизм является традиционной религией для трёх регионов России: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 миллионов.
Буддизм (ламаизм) распространился в России в XVII в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (территория Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков. Во второй половине XVIII в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями. После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины.
В январе 2003 в России числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве – Управление Камбу-ламы Тувы. В республике Бурятия действуют два буддистских монастыря-дацана, оставшихся от более чем 40 монастырей и 150 храмов.
ANNOT ATSIY A
Ushbu qo‘llanma o‘zbek tili va adabiyoti bakalavr ta’lim y o ‘nalishida tahsil
olayotgan talabalar uchun mo‘ijaliangan bo‘lib, unda talabalaming umumta’lim
maktablari, akademik litsey va kasb-hunar kollejlarida ona tili fanidan olgan
bilimlarini mustahkamlash hamda “Hozirgi o ‘zbek adabiy tili” deb ataladigan
nazariy kursni o ‘rganishga tayyorlash maqsad qilib olingan.
Q o‘llanma morfologiya bo‘limini o ‘z ichiga olgan. Unda so‘zning
morfclogik tuzilishi, yangi shakl va ma’nolar hosil qilishi bilan bog‘liq qonunqoidalar, so‘zlaming mushtarak yoki farqli belgilari asosida turkumiarga ajratilishi,
so ‘z turkumlari tavsifi, so‘zlami turkumlar bo‘yicha tahlil qilish kabi masalalar
yoritilgan va badiiy asarlardan tanlab olingan mashqlar berilgan. Nazariy
ma’lumotlar imkon qadar ixchamlashtirilgan va esda saqlashni osonlashtirish
maqsadida turli jadval larda berishga harakat qilingan.
Буддизм является традиционной религией для трёх регионов России: Бурятии, Тувы и Калмыкии. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 миллионов.
Буддизм (ламаизм) распространился в России в XVII в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (территория Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков. Во второй половине XVIII в. часть калмыков откочевала обратно в Джунгарию, оставшиеся поселились вдоль рек Урал, Терек и Кума. В это время у бурят также существовало не менее 17 «ламских капищ» и отправляло культ 150 лам. Влияние буддизма стало особенно заметным после присоединения в 1914 к России Тувы с 22 монастырями. После 1917 на буддийское духовенство начались гонения, ламы лишались права на землю, школы и монастыри закрыли, храмы подверглись разграблению, их материальные ценности передавались в музеи. Однако после того как во время Великой Отечественной войны буддисты выступили с патриотических позиций, в 1940-е в СССР было создано «Центральное духовное управление буддистов», ламы были выпущены из тюрем и лагерей, в Туве, Калмыкии и Ленинграде вновь начали действовать буддийские общины.
В январе 2003 в России числилось 218 буддийских организаций. В Калмыкии действует Объединение буддистов Калмыкии, в Туве – Управление Камбу-ламы Тувы. В республике Бурятия действуют два буддистских монастыря-дацана, оставшихся от более чем 40 монастырей и 150 храмов.