Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.
Движение человечества к коммунизму определяется объективными законами развития человеческого общества, характером научно-технического и социально-экономического прогресса. Но коммунизм не придет автоматически, независимо от воли и действий людей. Диалектика исторического развития отличается сложным взаимодействием субъективного и объективного (при определяющей роли первого), что предполагает активную деятельность, без которой Светлое Будущее недостижимо. Борьба народных масс за новое общество органически включается в объективный исторический процесс. Победа народных масс в такой борьбе предопределена, ибо на их стороне - законы истории, законы социального прогресса.
Было бы тщетно пытаться предсказать конкретные черты будущего коммунистического общества, расписать в деталях, что и как будет при коммунизме. Наивны попытки продиктовать правила поведения будущим поколениям, которые будут, надо полагать, в состоянии решить, как им устроить свою жизнь в конкретных условиях высшей фазы развития коммунистической общественно-экономической формации. Однако вполне допустимо рисовать картины будущего коммунистического общества средствами искусства, как это сделано в замечательных произведениях великого русского писателя Ивана Ефремова ("Час быка", "Туманность Андромеды", "Сердце змеи"). Но художественное видение будущего - особый вопрос. Его нельзя смешивать ни с религиозным пророчеством, ни с утопическим "расписанием будущего", ни, конечно же, с научным прогнозом.
Основных отличий Ренессанса от Средневековья (которые, в общем-то, конец Средневековья собой и знаменуют) можно выделить три.
1) Разложение феодализма на всех уровнях: то есть политический переход к абсолютизму (во Франции и Англии уже в XVI веке вполне оформляется), новые экономические отношения и социальные отношения — развитие "третьего сословия" и его постепенный выход на первый план во многих регионах Европы. Это прослеживается даже в военной сфере: происходит закат рыцарства, неразрывно связанно с формированием феодальных отношений ранее.
2) Снижение роли церкви к связанных с религией областях жизни — что прежде всего включает Реформацию и итоги Тридцатилетней войны, конечно, но в целом процесс ещё более комплексный. Я придерживаюсь мнения, что именно глубокое влияние Ватикана на всех сферы жизни Европы является вообще главной отличительной характеристикой Средневековья. Ослабевать это влияние стало именно в эпоху Возрождение, а его полное исчезновение в середине XVII века — собственно, старт следующей эпохи, Нового Времени.
3) Формирование гуманизма как системы мышления. Это не тот гуманизм, что сейчас — это сама концепция того, что в центре у нас теперь стоит не Бог, а человек. Его развитие, его познание, его добродетели, пороки и потребности. Это кардинально отличается от типичного средневекового мышления, прямо связанного с христианской идеей бренности земной жизни и души как главной её задачи. Именно у эпоху Возрождения люди по-настоящему обратили внимание на самих себя, что и дало возможность добиться таких изменений в искусстве, например — хотя на самом деле во всех сферах, просто в этой нагляднее. При этом надо отметить, что гуманизм сам по себе не содержал противопоставления христианству, т.е. это не какая-то борьба за атеизм — это смена акцентов.
1,4,5
Движение человечества к коммунизму определяется объективными законами развития человеческого общества, характером научно-технического и социально-экономического прогресса. Но коммунизм не придет автоматически, независимо от воли и действий людей. Диалектика исторического развития отличается сложным взаимодействием субъективного и объективного (при определяющей роли первого), что предполагает активную деятельность, без которой Светлое Будущее недостижимо. Борьба народных масс за новое общество органически включается в объективный исторический процесс. Победа народных масс в такой борьбе предопределена, ибо на их стороне - законы истории, законы социального прогресса.
Было бы тщетно пытаться предсказать конкретные черты будущего коммунистического общества, расписать в деталях, что и как будет при коммунизме. Наивны попытки продиктовать правила поведения будущим поколениям, которые будут, надо полагать, в состоянии решить, как им устроить свою жизнь в конкретных условиях высшей фазы развития коммунистической общественно-экономической формации. Однако вполне допустимо рисовать картины будущего коммунистического общества средствами искусства, как это сделано в замечательных произведениях великого русского писателя Ивана Ефремова ("Час быка", "Туманность Андромеды", "Сердце змеи"). Но художественное видение будущего - особый вопрос. Его нельзя смешивать ни с религиозным пророчеством, ни с утопическим "расписанием будущего", ни, конечно же, с научным прогнозом.