Основным способом удовлетворения потребностей князя и приближенных к немулиц являлся сбор дани.
Первоначально князь собирал дань с населения в ходе полюдья. Вместе с дружиной он объезжал поселения подвластной ему территории. Здесь он принимал подношения продуктами питания, мехами и ремесленными изделиями. Одновременно князь вершил суд.
Полюдье требовало личного присутствия князя. Но со временем это становилось все сложнее в связи с увеличением подвластной территории. Потому с середины X в. население стало свозить дань в особые пункты — погосты. Ее собирали специально назначенные люди — тиуны. Позже сбор стал проводиться в городах. Здесь главным государственным лицом при князе был тысяцкий. Изменилось и содержание дани: все чаще ее собирали деньгами. Кроме того, князь получал деньги в виде торговой пошлины («мыто») и за осуществление суда. С принятием христианства десятую часть своих доходов — десятину — князь стал отдавать церкви.
Первоначально князь собирал дань с населения в ходе полюдья. Вместе с дружиной он объезжал поселения подвластной ему территории. Здесь он принимал подношения продуктами питания, мехами и ремесленными изделиями. Одновременно князь вершил суд.
Полюдье требовало личного присутствия князя. Но со временем это становилось все сложнее в связи с увеличением подвластной территории. Потому с середины X в. население стало свозить дань в особые пункты — погосты. Ее собирали специально назначенные люди — тиуны. Позже сбор стал проводиться в городах. Здесь главным государственным лицом при князе был тысяцкий. Изменилось и содержание дани: все чаще ее собирали деньгами. Кроме того, князь получал деньги в виде торговой пошлины («мыто») и за осуществление суда. С принятием христианства десятую часть своих доходов — десятину — князь стал отдавать церкви.