В 1836 г. в московском журнале «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо» мыслителя и публициста П. Я. Чаадаева. Некогда близкий к декабристам Чаадаев после их разгрома впал в глубокий пессимизм. Он считал, что всякое революционное движение пагубно для России, которую спасет лишь сближение с католическим Западом.
Мыслитель видел корень зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В своем «Философическом письме» он писал, что Россия заимствовала первые семена просвещения у растленной, презираемой народами Запада Византии. В результате «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».
Николай I о статье сказал, что «содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием медикам ежедневно проводить освидетельствование его состояния как душевнобольного. Однако и в русском просвещенном обществе далеко не все отнеслись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения: западников и славянофилов
В своем «Философическом письме», носившем частный характер и не предназначавшемся для печати, Чаадаев предельно чётко поставил вопрос о принципиальном различии путей развития России и Западной Европы. С его точки зрения, заимствованной у Шеллинга определяющее влияние на выбор этих путей оказали «начала истории" — принципиально важные события, произошедшие в период формирования того или иного народа. Такими «началами», по мнению Чаадаева, явился выбор Россией и Западной Европой различных ветвей христианства — православия и католичества. При этом мыслитель был твёрдо убеждён, что католичество является истинно христианской верой, а православие — заблуждением.
Именно католичеству, по словам Чаадаева, Запад обязан своей историей, насыщенной яркими, поучительными событиями, своей удивительно разнообразной и в то же время гармоничной культурой, своей передовой наукой. Всё это, писал Чаадаев, составляет «целый мир идей, который мы даже представить себе не можем». Россия же оказалась отрезанной от этого удивительного мира, восприняв веру «жалкой» Византии, решившейся пойти на религиозный раскол с Западом. Тем самым Россия оказалась вне «истинного христианства» и обрекла себя на долгие века бесплодного существования.
Мыслитель видел корень зла в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В своем «Философическом письме» он писал, что Россия заимствовала первые семена просвещения у растленной, презираемой народами Запада Византии. В результате «в то самое время, когда христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения, мы не двигались с места».
Николай I о статье сказал, что «содержание оной — смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаев был подвергнут домашнему аресту с предписанием медикам ежедневно проводить освидетельствование его состояния как душевнобольного. Однако и в русском просвещенном обществе далеко не все отнеслись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения: западников и славянофилов
Именно католичеству, по словам Чаадаева, Запад обязан своей историей, насыщенной яркими, поучительными событиями, своей удивительно разнообразной и в то же время гармоничной культурой, своей передовой наукой. Всё это, писал Чаадаев, составляет «целый мир идей, который мы даже представить себе не можем». Россия же оказалась отрезанной от этого удивительного мира, восприняв веру «жалкой» Византии, решившейся пойти на религиозный раскол с Западом. Тем самым Россия оказалась вне «истинного христианства» и обрекла себя на долгие века бесплодного существования.