Родство человека с животными было отмечено еще учеными античного мира. Так, Аристотель относил человека в своей классификации к группе «животные с кровью». Древнеримский врач Клавдий Гален, производя анатомические вскрытия обезьян, убедился в значительном сходстве строения органов тела человека и животных.
В 1735 г. в работе «Система природы» К. Линней впервые дал научное описание вида Человек разумный (Homo sapiens L.).
Первым, кто установил непосредственное родство человека с человекообразными обезьянами, был Ж. Б. Ламарк, сформулировавший антропогенную гипотезу происхождения человека. Движущими силами превращения обезьяны в человека Ламарк считал прямохождение и привычку пользоваться челюстями не только для жевания, что, по его мнению, привело к превращению передних конечностей в руки и изменило лицо. Антропогенная гипотеза Ламарка успеха не имела как и его эволюционная концепция.
Наиболее убедительные доказательства происхождения человека от животных были приведены позже, в 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор». Сформулированная в ней симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении о том, что современный человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с современными человекообразными обезьянами. В 1872 г. в работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин дополнил свою теорию, показав, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом.
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза.
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
1. При переходе от древесного образа жизни к наземному самые ранние предки человека стали отвыкать от пользования руками для передвижения и всё более осваиваили прямую походку.
2. Отдалённый предок человека вначале использовал естественные орудия, а с освобождением рук от передвижения начал изготавливать искусственные орудия. У последующих поколений древних людей рука постепенно совершенствовалась в изготовлении орудий труда.
3. Развитие руки влекло за собой развитие всего тела человека, в том числе и головного мозга, являющегося высшим регулятором функций организма.
4. С появлением более совершенных орудий древний человек стал заниматься охотой, рыбной ловлей. Сытная белковая пища заменила более объёмную низкокалорийную растительную, что в комбинации с увеличением трудовой активности привело к развитию головного мозга.
5. Использование шкур убитых животных, а также огня, добываемого во время грозы, а позднее и при помощи примитивных орудий, позволило человеку расселиться в местах с более суровым климатом, распространиться по планете.
6. Обработанная огнём пища легче усваивалась, способствовала уменьшению нагрузок на челюсти, зубы и жевательную мускулатуру. Лицо нашего далёкого предка приняло более благородный облик, уменьшились надбровные дуги, челюстные кости стали менее массивными.
7. Древний человек начал приручать диких животных, а затем окультурил и стал выращивать необходимые ему растения. Это позволило увеличить разнообразие пищи, человек стал меньше страдать от голода.
8. Коллективная охота и совместное изготовление орудий труда требовали взаимной помощи и поддержки. Благодаря этому у древнего человека появилась и развилась речь. С речью возникла способность к мышлению.
Таким образом, согласно трудовой теории Ф. Энгельса общественный характер трудовых отношений стал основным условием, определившим превращение древних человекообразных обезьян в человека.
В 1735 г. в работе «Система природы» К. Линней впервые дал научное описание вида Человек разумный (Homo sapiens L.).
Первым, кто установил непосредственное родство человека с человекообразными обезьянами, был Ж. Б. Ламарк, сформулировавший антропогенную гипотезу происхождения человека. Движущими силами превращения обезьяны в человека Ламарк считал прямохождение и привычку пользоваться челюстями не только для жевания, что, по его мнению, привело к превращению передних конечностей в руки и изменило лицо. Антропогенная гипотеза Ламарка успеха не имела как и его эволюционная концепция.
Наиболее убедительные доказательства происхождения человека от животных были приведены позже, в 1871 г. Ч. Дарвином в книге «Происхождение человека и половой отбор». Сформулированная в ней симиальная теория (от лат. simia – обезьяна) основывалась на положении о том, что современный человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далёких предков с современными человекообразными обезьянами. В 1872 г. в работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин дополнил свою теорию, показав, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом.
Соотношение биологических и социальных факторов в процессе происхождения человека было раскрыто в трудах немецкого ученого Фридриха Энгельса, создавшего трудовую теорию антропогенеза.
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
1. При переходе от древесного образа жизни к наземному самые ранние предки человека стали отвыкать от пользования руками для передвижения и всё более осваиваили прямую походку.
2. Отдалённый предок человека вначале использовал естественные орудия, а с освобождением рук от передвижения начал изготавливать искусственные орудия. У последующих поколений древних людей рука постепенно совершенствовалась в изготовлении орудий труда.
3. Развитие руки влекло за собой развитие всего тела человека, в том числе и головного мозга, являющегося высшим регулятором функций организма.
4. С появлением более совершенных орудий древний человек стал заниматься охотой, рыбной ловлей. Сытная белковая пища заменила более объёмную низкокалорийную растительную, что в комбинации с увеличением трудовой активности привело к развитию головного мозга.
5. Использование шкур убитых животных, а также огня, добываемого во время грозы, а позднее и при помощи примитивных орудий, позволило человеку расселиться в местах с более суровым климатом, распространиться по планете.
6. Обработанная огнём пища легче усваивалась, способствовала уменьшению нагрузок на челюсти, зубы и жевательную мускулатуру. Лицо нашего далёкого предка приняло более благородный облик, уменьшились надбровные дуги, челюстные кости стали менее массивными.
7. Древний человек начал приручать диких животных, а затем окультурил и стал выращивать необходимые ему растения. Это позволило увеличить разнообразие пищи, человек стал меньше страдать от голода.
8. Коллективная охота и совместное изготовление орудий труда требовали взаимной помощи и поддержки. Благодаря этому у древнего человека появилась и развилась речь. С речью возникла способность к мышлению.
Таким образом, согласно трудовой теории Ф. Энгельса общественный характер трудовых отношений стал основным условием, определившим превращение древних человекообразных обезьян в человека.