1. На первом этапе рассмотрения вопроса важно изучить содержание письменных источников исторического знания XVI-первой половины XIX в. К ним относятся:
"Летописец" (XVI в.) - списки библейских книг, повести о построении собора св. Софии, о взятии Константинополя турками и др.
"Хронограф" (XVI-XVII вв.) - изложение славянской истории в связи с древнерусской историей, историей Западной Европы.
"Азбуковник" (XV-XVII вв.) - рукописный сборник учебных нравоучений; списки слов-понятий в алфавитном порядке, их объяснение.
"Синопсис" (1674 г.) - пособие по истории России и Украины.
"Царственный летописец" (конец XVII в.) - иллюстрированные листы с кратким рукописным текстом для царевичей.
"Лицевые космографии", "Потешные листы" (конец XVII - XVIII в.) - картинки со сведениями о разных народах и государствах.
"Письмовник" (вторая половина XVIII в.) - исторические песни, мифологические рассказы о героях древности.
"Плутархи" (конец XVIII в. - первая половина XIX в.) - собрание исторических биографий великих людей разных эпох и народов.
Данные исторические источники считаются первыми методическими сборниками, содержащими историческую информацию.
Зарождение методики преподавания и изучения истории происходило одновременно с возникновением истории как учебной дисциплины.
Началом становления методики преподавания истории считается педагогическая деятельность пастора Э. Глюка (1705 г.) в Московской гимназии, в школе Феофана Прокоповича (1721 г.).
Далее необходимо рассмотреть содержание и способы изучения истории в академической гимназии при Петербургском университете (1776 г.).
Учебно-методический комплекс изучаемого периода был систематизирован и представлен следующими учебниками и учебными книгами по истории в практическом пособии для учителей авторами Коротковой М.В. и Студеникиным М.Т.:
№ Автор Год Учебник
1 Гильмар Курас 1747 Введение в генеральную историю…
2 Ломоносов М.В. 1760 Краткий Российский летописец
3 Ла Кроп 1766 Краткая всеобщая история
4 Шлецер 1769 Изображение Российской истории
На первом этапе становления преподавание истории велось бессистемно. Затем, постепенно, стали определяться методы, способы, приёмы обучения. Не все методические разработки поднимали изучение истории на более высокую ступень, но тем не менее часть из них способствовала совершенствованию технологии преподавания.
Методы обучения истории в XVIII в.
Год Метод Сущность методики
40-60-е гг. Монографического описания истории Метод строился применительно к структуре учебника по всеобщей истории "Введение в генеральную историю" Гильмара Кураса. В учебнике представлено описание монархий: ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской
Конец XVIII в. Повторения изученного материала за неделю Данная методика основывалась на проверке знаний (повторение) изученного исторического материала за учебную неделю
1787 г. Метод
Ф.И. Янковича Разработанная методика включает в себя следующие этапы обучения: попеременное чтение учениками учебника вслух; комментарии учителя к прочитанному учениками тексту с параллельным показом по карте; заполнение учениками таблиц; постановку вопросов перед учащимися; повторение изученного на прошлом уроке
Представленные в таблице методы обучения истории необходимо проанализировать.
2. При изучении данного вопроса следует выделить три направления:
а) историческое образование и внедрение новых методов обучения в начале XIX в.;
б) формирование методической системы обучения в 40-60-е гг. XIX в.;
в) историография методики обучения истории последней трети XIX в.
На первом этапе подготовки необходимо подчеркнуть значение преподавания истории как средства воспитания верноподданных.
Дворянское направление в историографии
№ Автор Год Учебник
1 Карамзин Н. М. 1819 Сокращение Российской истории в пользу юношества
2 Кайданов И.К. 1834 Краткое начертание Российской истории
3 Устрялов Н.Г. 1839 Начертание русской истории для средних учебных заведений
4 Смарагдов С. 1845 Краткое начертание всеобщей истории
5 Соловьёв С.М. 1860 Учебная книга русской истории
6 Иловайский Д.И. 1860 Краткие очерки русской истории
Методы обучения истории в XIX в.
Год Метод Сущность методики
40-е гг. Метод А.Язвинского В разноцветные, разграфленные на 100 клеток листы вписывались факты и даты. На клетках имелись "окошечки", с помощью которых ученик мог открывать каждую клетку и повторять указанные даты и факты
Рифмическая методика Готлиба фон Шуберта Изучаемые факты и события рифмовались, а потом заучивались учениками путём распевания
Сере-дина
XIX в. Метод
комментирования Учащиеся дома прочитывали заданные отрывки текста, затем учитель на уроке комментировал прочитанный ими исторический материал
1860 Группирующий метод Бидермана Изучение курса истории строилось по темам
1863 Реальный метод
М.М.Стасюлевича Сущность метода сводилась к работе с историческими документами под руководством учителя (без использования учебников). Основной упор делался на развитии познавательной самостоятельности учащихся
1888 Репетиционный метод Основой метода являлось заучивание текста учебника, считалось, что строгое следование тексту учебника (заучивание наизусть) способствовало твёрдому знанию учебного материала
Используя данные таблицы, охарактеризуйте методы обучения истории и определите их методические достоинства и недостатки.
Историография методики обучения истории последней
трети XIX в. представлена следующими трудами:
№ Автор Год
издания Методический труд
1 Павлович Б.А. 1873 О значении и целях элементарного курса в средних общеобразовательных заведениях
2 Гуревич Я.Г. 1877 Опыт методики истории
3 Дистервег Г. 1881 Методика истории
4 Виноградов И.
Никольский А. 1885 Методика истории по Кригеру
5 Добрынин А.В. 1888 О преподавании отечественной истории
6 Кролюницкий А. 1890 Опыт элементарного курса истории
7 Ламовицкий С. 1891 Школьный метод и его отношение к школьному предмету истории
8 Кареев Н.И. 1900 Заметки о преподавании истории в средней школе
Методы обучения истории во второй половине XIX в.
№ Метод Сущность методики
1 Метод
Гуревича Я.Г. Данная методика включает следующие этапы:
-пробуждение интереса к явлениям жизни;
-ознакомление с этими явлениями, раскрытие связанных с ними событий;
-переключение внимания учащихся на основные явления всеобщей истории;
-закрепление знаний, выявление взаимосвязи фактов, явлений и др.
2 Методика
Дистервега Г.Д. Основные положения:
-стремление к истине;
-история не искажается в чью-то пользу (религий, партий и др.);
-история сохраняет все факты и события;
-искусственное насаждение патриотизма исключается.
3 Биографический
метод (Кригер, Виноградов И., Никольский А.) Усвоение важнейших исторических фактов и событий через изучение выдающихся исторических личностей
4 Коллективно-категорический метод (Кригер, Виноградов И., Никольский А.) Исторический материал компоновался и изучался по стержневым идеям и положениям истории на основе знаменательных дат.
5 Прогрессивный метод (Кригер, Виноградов И.,
Никольский А.) Изучение фактов и событий истории в хронологической последовательности
6 Регрессивный метод (Кригер, Виноградов И.,
Никольский А.) Изучение фактов и событий истории от современности к прошлому
7 Метод
Добрынина А.В. Развитие мыслительных способностей учащихся, формирование любви к Отечеству и соотечественникам
8 "Школьный" метод
(Ламовицкий С.)
(конец XIX в.) Основные положения:
-использование истории в воспитательных целях;
-работа учителя, обеспечивающая самостоятельный разбор сущности изучаемых вопросов;
-отказ от упрощений в передаче учителем знаний
9 Метод вопросов и планов (рубеж XIX-
XX вв.) Основные положения:
-учитель разрабатывал вопросы и планы по теме;
-на основе вопросов и планов, используя учебник, учащиеся выполняли предписанные указания;
-вновь изучаемый материал повторялся в связи с ранее пройденным
Представленные в таблице методы обучения следует проанализировать и соответственно выделить положительные и отрицательные элементы учебных конструкций.
В завершение обсуждения темы необходимо обобщить материал, проследив основные этапы становления и развития методики обучения истории в XVIII-XIX в., подчеркнуть учебные цели и характерные особенности каждого периода.
"Летописец" (XVI в.) - списки библейских книг, повести о построении собора св. Софии, о взятии Константинополя турками и др.
"Хронограф" (XVI-XVII вв.) - изложение славянской истории в связи с древнерусской историей, историей Западной Европы.
"Азбуковник" (XV-XVII вв.) - рукописный сборник учебных нравоучений; списки слов-понятий в алфавитном порядке, их объяснение.
"Синопсис" (1674 г.) - пособие по истории России и Украины.
"Царственный летописец" (конец XVII в.) - иллюстрированные листы с кратким рукописным текстом для царевичей.
"Лицевые космографии", "Потешные листы" (конец XVII - XVIII в.) - картинки со сведениями о разных народах и государствах.
"Письмовник" (вторая половина XVIII в.) - исторические песни, мифологические рассказы о героях древности.
"Плутархи" (конец XVIII в. - первая половина XIX в.) - собрание исторических биографий великих людей разных эпох и народов.
Данные исторические источники считаются первыми методическими сборниками, содержащими историческую информацию.
Зарождение методики преподавания и изучения истории происходило одновременно с возникновением истории как учебной дисциплины.
Началом становления методики преподавания истории считается педагогическая деятельность пастора Э. Глюка (1705 г.) в Московской гимназии, в школе Феофана Прокоповича (1721 г.).
Далее необходимо рассмотреть содержание и способы изучения истории в академической гимназии при Петербургском университете (1776 г.).
Учебно-методический комплекс изучаемого периода был систематизирован и представлен следующими учебниками и учебными книгами по истории в практическом пособии для учителей авторами Коротковой М.В. и Студеникиным М.Т.:
№ Автор Год Учебник
1 Гильмар Курас 1747 Введение в генеральную историю…
2 Ломоносов М.В. 1760 Краткий Российский летописец
3 Ла Кроп 1766 Краткая всеобщая история
4 Шлецер 1769 Изображение Российской истории
На первом этапе становления преподавание истории велось бессистемно. Затем, постепенно, стали определяться методы, способы, приёмы обучения. Не все методические разработки поднимали изучение истории на более высокую ступень, но тем не менее часть из них способствовала совершенствованию технологии преподавания.
Методы обучения истории в XVIII в.
Год Метод Сущность методики
40-60-е гг. Монографического описания истории Метод строился применительно к структуре учебника по всеобщей истории "Введение в генеральную историю" Гильмара Кураса. В учебнике представлено описание монархий: ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской
Конец XVIII в. Повторения изученного материала за неделю Данная методика основывалась на проверке знаний (повторение) изученного исторического материала за учебную неделю
1787 г. Метод
Ф.И. Янковича Разработанная методика включает в себя следующие этапы обучения: попеременное чтение учениками учебника вслух; комментарии учителя к прочитанному учениками тексту с параллельным показом по карте; заполнение учениками таблиц; постановку вопросов перед учащимися; повторение изученного на прошлом уроке
Представленные в таблице методы обучения истории необходимо проанализировать.
а) историческое образование и внедрение новых методов обучения в начале XIX в.;
б) формирование методической системы обучения в 40-60-е гг. XIX в.;
в) историография методики обучения истории последней трети XIX в.
На первом этапе подготовки необходимо подчеркнуть значение преподавания истории как средства воспитания верноподданных.
Дворянское направление в историографии
№ Автор Год Учебник
1 Карамзин Н. М. 1819 Сокращение Российской истории в пользу юношества
2 Кайданов И.К. 1834 Краткое начертание Российской истории
3 Устрялов Н.Г. 1839 Начертание русской истории для средних учебных заведений
4 Смарагдов С. 1845 Краткое начертание всеобщей истории
5 Соловьёв С.М. 1860 Учебная книга русской истории
6 Иловайский Д.И. 1860 Краткие очерки русской истории
Методы обучения истории в XIX в.
Год Метод Сущность методики
40-е гг. Метод А.Язвинского В разноцветные, разграфленные на 100 клеток листы вписывались факты и даты. На клетках имелись "окошечки", с помощью которых ученик мог открывать каждую клетку и повторять указанные даты и факты
Рифмическая методика Готлиба фон Шуберта Изучаемые факты и события рифмовались, а потом заучивались учениками путём распевания
Сере-дина
XIX в. Метод
комментирования Учащиеся дома прочитывали заданные отрывки текста, затем учитель на уроке комментировал прочитанный ими исторический материал
1860 Группирующий метод Бидермана Изучение курса истории строилось по темам
1863 Реальный метод
М.М.Стасюлевича Сущность метода сводилась к работе с историческими документами под руководством учителя (без использования учебников). Основной упор делался на развитии познавательной самостоятельности учащихся
1888 Репетиционный метод Основой метода являлось заучивание текста учебника, считалось, что строгое следование тексту учебника (заучивание наизусть) способствовало твёрдому знанию учебного материала
Используя данные таблицы, охарактеризуйте методы обучения истории и определите их методические достоинства и недостатки.
Историография методики обучения истории последней
трети XIX в. представлена следующими трудами:
№ Автор Год
издания Методический труд
1 Павлович Б.А. 1873 О значении и целях элементарного курса в средних общеобразовательных заведениях
2 Гуревич Я.Г. 1877 Опыт методики истории
3 Дистервег Г. 1881 Методика истории
4 Виноградов И.
Никольский А. 1885 Методика истории по Кригеру
5 Добрынин А.В. 1888 О преподавании отечественной истории
6 Кролюницкий А. 1890 Опыт элементарного курса истории
7 Ламовицкий С. 1891 Школьный метод и его отношение к школьному предмету истории
8 Кареев Н.И. 1900 Заметки о преподавании истории в средней школе
Методы обучения истории во второй половине XIX в.
№ Метод Сущность методики
1 Метод
Гуревича Я.Г. Данная методика включает следующие этапы:
-пробуждение интереса к явлениям жизни;
-ознакомление с этими явлениями, раскрытие связанных с ними событий;
-переключение внимания учащихся на основные явления всеобщей истории;
-закрепление знаний, выявление взаимосвязи фактов, явлений и др.
2 Методика
Дистервега Г.Д. Основные положения:
-стремление к истине;
-история не искажается в чью-то пользу (религий, партий и др.);
-история сохраняет все факты и события;
-искусственное насаждение патриотизма исключается.
3 Биографический
метод (Кригер, Виноградов И., Никольский А.) Усвоение важнейших исторических фактов и событий через изучение выдающихся исторических личностей
4 Коллективно-категорический метод (Кригер, Виноградов И., Никольский А.) Исторический материал компоновался и изучался по стержневым идеям и положениям истории на основе знаменательных дат.
5 Прогрессивный метод (Кригер, Виноградов И.,
Никольский А.) Изучение фактов и событий истории в хронологической последовательности
6 Регрессивный метод (Кригер, Виноградов И.,
Никольский А.) Изучение фактов и событий истории от современности к прошлому
7 Метод
Добрынина А.В. Развитие мыслительных способностей учащихся, формирование любви к Отечеству и соотечественникам
8 "Школьный" метод
(Ламовицкий С.)
(конец XIX в.) Основные положения:
-использование истории в воспитательных целях;
-работа учителя, обеспечивающая самостоятельный разбор сущности изучаемых вопросов;
-отказ от упрощений в передаче учителем знаний
9 Метод вопросов и планов (рубеж XIX-
XX вв.) Основные положения:
-учитель разрабатывал вопросы и планы по теме;
-на основе вопросов и планов, используя учебник, учащиеся выполняли предписанные указания;
-вновь изучаемый материал повторялся в связи с ранее пройденным
Представленные в таблице методы обучения следует проанализировать и соответственно выделить положительные и отрицательные элементы учебных конструкций.
В завершение обсуждения темы необходимо обобщить материал, проследив основные этапы становления и развития методики обучения истории в XVIII-XIX в., подчеркнуть учебные цели и характерные особенности каждого периода.