Положение украинского и белорусского населения больше зависело не от национальности, а от того, к какому социальному слою оно принадлежало. Белорусские, украинские, как и польские крестьяне в большинстве своём находились в полной крепостной зависимости, фактически на правах рабов. С другой стороны среди них были так называемые путные бояре (которые доставляли сообщения) и панцирные бояре (которые воевали вместе со своими помещиками) – их положение было полузависимым.
Но среди белорусского и украинского населения также были и горожане разного достатка, и шляхта, и даже магнаты (самые знатные, богатые и влиятельные представители знати): такие роды как Вишневецкие, Острожские и другие происходили из украинских земель.
Отдельной группой являлись казаки. Они охраняли южные границы, то есть были военным сословием. Но при этом не имели привилегий шляхты, более того, многие в Речи Посполитой хотели приравнять их к холопам (крепостных крестьянам). Это вызывало периодические казацкие восстания. В результате часть казаков было записано в реестр – получили официальный статус, своё самоуправление и жалование от государства. Но совсем не все казаки попали в реестр – его увеличение было постоянным требованием восстаний. Среди не попавших в реестр выделялись казаки Запорожской Сечи. Сечь – означает место, защищённое от набегов конницы (например, крымской) поваленными деревьями, а название Запорожская означает, что она находилась ниже порогов Днепра. Именно это казачье войско, которое фактически ни одно из государств не контролировало, активнее всего нападало на Крымское ханство и Османскую империю, а также выступало за права казаков в Речи Посполитой.
Среди населения тех земель были люди разных конфессий. Распространялось католичество и униатство: униатская церковь существовала с 1596 года, она имела похожие на православие ритуалы, но подчинялась папе римскому. Тем не менее почти все крестьяне сохранили верность православию. Православными также были многие шляхтичи и некоторые магнаты (такие роды как Острожские, Олельковичи и др.). В Речи Посполитой действовала веротерпимость: представители всех христианских конфессий могли занимать государственные должности, были равны в правах на имущество. Некоторые православные враждебно относились к другим конфессиям, считая, что те их угнетают. Особенная ненависть была к иудеям. Иудеи очень часто владели корчмами (питейными домами) и в конечном счёте были виноваты потому, что не отпускали выпивку бесплатно.
Но среди белорусского и украинского населения также были и горожане разного достатка, и шляхта, и даже магнаты (самые знатные, богатые и влиятельные представители знати): такие роды как Вишневецкие, Острожские и другие происходили из украинских земель.
Отдельной группой являлись казаки. Они охраняли южные границы, то есть были военным сословием. Но при этом не имели привилегий шляхты, более того, многие в Речи Посполитой хотели приравнять их к холопам (крепостных крестьянам). Это вызывало периодические казацкие восстания. В результате часть казаков было записано в реестр – получили официальный статус, своё самоуправление и жалование от государства. Но совсем не все казаки попали в реестр – его увеличение было постоянным требованием восстаний. Среди не попавших в реестр выделялись казаки Запорожской Сечи. Сечь – означает место, защищённое от набегов конницы (например, крымской) поваленными деревьями, а название Запорожская означает, что она находилась ниже порогов Днепра. Именно это казачье войско, которое фактически ни одно из государств не контролировало, активнее всего нападало на Крымское ханство и Османскую империю, а также выступало за права казаков в Речи Посполитой.
Среди населения тех земель были люди разных конфессий. Распространялось католичество и униатство: униатская церковь существовала с 1596 года, она имела похожие на православие ритуалы, но подчинялась папе римскому. Тем не менее почти все крестьяне сохранили верность православию. Православными также были многие шляхтичи и некоторые магнаты (такие роды как Острожские, Олельковичи и др.). В Речи Посполитой действовала веротерпимость: представители всех христианских конфессий могли занимать государственные должности, были равны в правах на имущество. Некоторые православные враждебно относились к другим конфессиям, считая, что те их угнетают. Особенная ненависть была к иудеям. Иудеи очень часто владели корчмами (питейными домами) и в конечном счёте были виноваты потому, что не отпускали выпивку бесплатно.