Судан
Естественно, «суданская проблема» с отделением Юга в 2011 году никуда не делась. Гражданская война, подстегиваемая концентрацией власти и богатства в руках немногочисленной элиты, продолжает досаждать этой стране, угрожая дальнейшим ее распадом. Противоречия в рядах правящей партии Национальный конгресс, рост народного недовольства и устойчивое ухудшение положения в экономике также способствуют тому, что страна эта сходит с рельс.
Как это ни печально, 10 лет назад ситуация была очень похожей, но тогда Хартум воевал с Суданским народно-освободительным движением (СНОД), представлявшим весь юг страны, а сейчас государственная казна пустеет из-за продолжающейся борьбы против Суданского революционного фронта, ставшего объединением крупных группировок повстанцев из штатов Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил. Жертвами, как обычно, становятся гражданские лица, оказавшиеся меж двух огней. Действуя точно так же, как и на Юге, правительство использует в качестве инструмента для торга гуманитарную помощь, по сути дела, превращая массовый голод населения в элемент своей военной стратегии.
Единственное прочное и долгосрочное решение проблемы может быть только всесторонним и комплексным, и к нему должны быть привлечены все стороны конфликта. Их нужно собрать вместе, чтобы решить, как применять власть в этой обширной и разнообразной стране. В долгосрочной перспективе сохранение статус-кво неприемлемо для всех вовлеченных сторон, ведь это - непрекращающаяся война, миллионы беженцев, миллиарды, потраченные на помощь. Проблему надо решать раз и навсегда; партии Национальный конгресс и международным игрокам придется приложить гораздо больше усилий, чем в прошлом. При этом, правящая партия Судана должна предложить подлинный и всеохватывающий диалог с участием всех сторон, а международное сообщество – экономические и политические стимулы.
Турция / Курдская рабочая партия
Холодная погода в горах этой осенью и зимой замедлили ход боевых действий воюющего на протяжении многих десятилетий повстанческого движения, называющего себя Курдской рабочей партией, однако предзнаменования на весну 2013 года выглядят угрожающе. С момента возобновления нападений Курдской рабочей партии уже погибло 870 человек, и силы безопасности Турции в середине 2011 года возобновили свои контртеррористические операции. Это самые крупные потери в данном конфликте с 1990-х годов.
Политическая напряженность в Турции также нарастает, поскольку действующая легально курдская Партия мира и демократии все чаще становится на сторону Курдской рабочей партии. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил лишить депутатов парламента от этой партии иммунитета от судебного преследования, а государство с 2009 года арестовало несколько тысяч курдских активистов, обвинив их в терроризме, хотя многим из них никакие обвинения в насильственных действиях не предъявлены. Турецкое правительство также прекратило секретные переговоры, которые оно вело с Курдской рабочей партией с 2005 по 2011 год, и отказалось от большинства «демократических инициатив», дававших надежду на укрепление равенства и справедливости для 12-15 миллионов турецких курдов, составляющих 20% населения страны.
Государство еще может привлечь на свою сторону большую часть турецких курдов, если объявит о проведении всесторонних реформ. Среди них должны быть инициативы об обучении на родном языке, изменения в законе о выборах с целью снижения избирательных барьеров и уменьшения препятствий для финансирования, децентрализация 81 турецкой провинции, а также отказ от любой дискриминации, закрепленный в конституции страны и в ее законах. Правительство также должно выработать меры по прекращению огня, призывая повстанцев прекратить нападения, отказаться от крупномасштабных военных операций, в том числе, от авиационных ударов, и противостоять требованиям об усилении мер вооруженного возмездия.
Естественно, «суданская проблема» с отделением Юга в 2011 году никуда не делась. Гражданская война, подстегиваемая концентрацией власти и богатства в руках немногочисленной элиты, продолжает досаждать этой стране, угрожая дальнейшим ее распадом. Противоречия в рядах правящей партии Национальный конгресс, рост народного недовольства и устойчивое ухудшение положения в экономике также способствуют тому, что страна эта сходит с рельс.
Как это ни печально, 10 лет назад ситуация была очень похожей, но тогда Хартум воевал с Суданским народно-освободительным движением (СНОД), представлявшим весь юг страны, а сейчас государственная казна пустеет из-за продолжающейся борьбы против Суданского революционного фронта, ставшего объединением крупных группировок повстанцев из штатов Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил. Жертвами, как обычно, становятся гражданские лица, оказавшиеся меж двух огней. Действуя точно так же, как и на Юге, правительство использует в качестве инструмента для торга гуманитарную помощь, по сути дела, превращая массовый голод населения в элемент своей военной стратегии.
Единственное прочное и долгосрочное решение проблемы может быть только всесторонним и комплексным, и к нему должны быть привлечены все стороны конфликта. Их нужно собрать вместе, чтобы решить, как применять власть в этой обширной и разнообразной стране. В долгосрочной перспективе сохранение статус-кво неприемлемо для всех вовлеченных сторон, ведь это - непрекращающаяся война, миллионы беженцев, миллиарды, потраченные на помощь. Проблему надо решать раз и навсегда; партии Национальный конгресс и международным игрокам придется приложить гораздо больше усилий, чем в прошлом. При этом, правящая партия Судана должна предложить подлинный и всеохватывающий диалог с участием всех сторон, а международное сообщество – экономические и политические стимулы.
Турция / Курдская рабочая партия
Холодная погода в горах этой осенью и зимой замедлили ход боевых действий воюющего на протяжении многих десятилетий повстанческого движения, называющего себя Курдской рабочей партией, однако предзнаменования на весну 2013 года выглядят угрожающе. С момента возобновления нападений Курдской рабочей партии уже погибло 870 человек, и силы безопасности Турции в середине 2011 года возобновили свои контртеррористические операции. Это самые крупные потери в данном конфликте с 1990-х годов.
Политическая напряженность в Турции также нарастает, поскольку действующая легально курдская Партия мира и демократии все чаще становится на сторону Курдской рабочей партии. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил лишить депутатов парламента от этой партии иммунитета от судебного преследования, а государство с 2009 года арестовало несколько тысяч курдских активистов, обвинив их в терроризме, хотя многим из них никакие обвинения в насильственных действиях не предъявлены. Турецкое правительство также прекратило секретные переговоры, которые оно вело с Курдской рабочей партией с 2005 по 2011 год, и отказалось от большинства «демократических инициатив», дававших надежду на укрепление равенства и справедливости для 12-15 миллионов турецких курдов, составляющих 20% населения страны.
Государство еще может привлечь на свою сторону большую часть турецких курдов, если объявит о проведении всесторонних реформ. Среди них должны быть инициативы об обучении на родном языке, изменения в законе о выборах с целью снижения избирательных барьеров и уменьшения препятствий для финансирования, децентрализация 81 турецкой провинции, а также отказ от любой дискриминации, закрепленный в конституции страны и в ее законах. Правительство также должно выработать меры по прекращению огня, призывая повстанцев прекратить нападения, отказаться от крупномасштабных военных операций, в том числе, от авиационных ударов, и противостоять требованиям об усилении мер вооруженного возмездия.