Тыбыш - сөздөрдү айтканда кулакка угулган айрым-айрым үндөр. Тыбыштарды угабыз, бирок көрбөйбүз. Мисалы, турмуш деген сөздү алсак, ал кулакка угулган айрым [т], [у], [р], [м], [у], [ш] деген 6 тыбыштан куралган. Тыбыштар сүйлөө органдарынын кыймылына жараша пайда болот, б.а. тыбыш жасоодо өпкөдөн чыгып келе жаткан аба ооз көңдөйүндө жолтоого учурабаса үндүү тыбыштар - [а], [о], [э], [и] ж.б., ал эми ооз көңдөйүндө ар кандай жолтоолукка учураса, үнсүз тыбыштар - [к], [м], [р], [с] ж.б. пайда болот. Бардык эле тамга тыбышты билдирбейт, же тескерисинче кыргыз тилиндеги бардык тыбыштардын өзүнө тиешелүү тамгасы жок. (Бул көрүнүш кыргыз алфавитиндеги такталууга муктаж болгон маселелердин бири.)
1. Определяем совокупный объем продукции, реализуемой ЧМП «Интерпром» и второй фирмы:
Очмп+конк=133+140=273 тыс. руб.
2. Определяем долю рынка, занимаемого ЧМП «Интерпром» и второй фирмой. Эта величина равна разнице между 100% (суммой долей рынка, занимаемого всеми конкурентами) и долей рынка фирмы-лидера:
Дчмп+конк=100-45=55%.
3. Исходя из того, что известен объем продукции, реализуемой ЧП «Интерпром» и второй фирмой, а также известна доля рынка, занимаемого этими фирмами, рассчитываем емкость рынка металлоизделий, принимая эту величину за 100%:
Е=273*100/55=496,4 тыс. руб.
4. Доля рынка второй фирмы составляет:
Дконк=140*100/496,4=28,2%.
5. Объем реализации фирмы лидера рассчитываем, зная величину потенциала рынка и величину доли рынка, занимаемого фирмой рынка:
Олид=496,4*45/100=223,4 тыс. руб.
Таким образом, емкость рынка металлоизделий составляет 496,4 тыс. руб., доля рынка второй фирмы равна 28,2%, объем реализации фирмы-лидера составляет 223,4 тыс. руб.
Тыбыш - сөздөрдү айтканда кулакка угулган айрым-айрым үндөр. Тыбыштарды угабыз, бирок көрбөйбүз. Мисалы, турмуш деген сөздү алсак, ал кулакка угулган айрым [т], [у], [р], [м], [у], [ш] деген 6 тыбыштан куралган. Тыбыштар сүйлөө органдарынын кыймылына жараша пайда болот, б.а. тыбыш жасоодо өпкөдөн чыгып келе жаткан аба ооз көңдөйүндө жолтоого учурабаса үндүү тыбыштар - [а], [о], [э], [и] ж.б., ал эми ооз көңдөйүндө ар кандай жолтоолукка учураса, үнсүз тыбыштар - [к], [м], [р], [с] ж.б. пайда болот. Бардык эле тамга тыбышты билдирбейт, же тескерисинче кыргыз тилиндеги бардык тыбыштардын өзүнө тиешелүү тамгасы жок. (Бул көрүнүш кыргыз алфавитиндеги такталууга муктаж болгон маселелердин бири.)
ЭТО ПРИМЕР:
1. Определяем совокупный объем продукции, реализуемой ЧМП «Интерпром» и второй фирмы:
Очмп+конк=133+140=273 тыс. руб.
2. Определяем долю рынка, занимаемого ЧМП «Интерпром» и второй фирмой. Эта величина равна разнице между 100% (суммой долей рынка, занимаемого всеми конкурентами) и долей рынка фирмы-лидера:
Дчмп+конк=100-45=55%.
3. Исходя из того, что известен объем продукции, реализуемой ЧП «Интерпром» и второй фирмой, а также известна доля рынка, занимаемого этими фирмами, рассчитываем емкость рынка металлоизделий, принимая эту величину за 100%:
Е=273*100/55=496,4 тыс. руб.
4. Доля рынка второй фирмы составляет:
Дконк=140*100/496,4=28,2%.
5. Объем реализации фирмы лидера рассчитываем, зная величину потенциала рынка и величину доли рынка, занимаемого фирмой рынка:
Олид=496,4*45/100=223,4 тыс. руб.
Таким образом, емкость рынка металлоизделий составляет 496,4 тыс. руб., доля рынка второй фирмы равна 28,2%, объем реализации фирмы-лидера составляет 223,4 тыс. руб.