Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края XIII—XIV вв., привлекая материал краеведческого музея, библиотеки, интернет-ресурсов. Напишите план рассказа.
Москва — столица крупного княжества. Архитектура должна закрепить главенствующее положение города
Белокаменный Кремль — мощные оборонительные сооружения демонстрируют силу княжества
Храмы на территории Кремля — продолжение Владимиро-Суздальской традиции
Архитектура в других городах княжества — активно развивается каменное строительство
Успенский собор в Звенигороде — новые архитектурные приемы дают начало собственному архитектурному стилю возвышающейся Москвы.
Рассказ
К XIV веку Москва превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты. При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами.
В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Периметр стен (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек. Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными.
На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.
Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавый храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.
Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор и церковь Иоакима и Анны. В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы.
Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) — Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) сооружен в традициях владимиро-суздальского зодчества. Однако появляются и новые отличительные особенности: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения.
Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что к концу XIV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.
План рассказа:
Рассказ
К XIV веку Москва превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты. При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами.
В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Периметр стен (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек. Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными.
На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.
Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавый храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.
Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор и церковь Иоакима и Анны. В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы.
Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) — Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) сооружен в традициях владимиро-суздальского зодчества. Однако появляются и новые отличительные особенности: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения.
Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что к концу XIV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.