Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.
Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.
Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.