Национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах имело три направления: либерально-реформистское (эволюционный путь к независимости через модернизацию в сторону европейской цивилизации), революционно-демократическое (активная борьба за республику, даже с оружием), традиционное (стихийные восстания народа, во главе которых религиозные лидеры, секты и тайные общества). Это движение возглавляли националистически и патриотически настроенные офицеры, интеллигенция, промышленники, духовенство. А социальной базой для этой борьбы за независимость были крестьяне, рабочие, ремесленники, служащие. На активизацию национально-освободительного движения повлияла политика колониализма, которая способствовала включению стран Востока и Латинской Америки в мировую экономику, преодолению традиционной замкнутости и изолированности развития. Стремительно растущий рынок капитала способствовал кризису традиционного общества, необходимости перемен.
В странах Востока возникли следующие наиболее яркие национальные социально-политические учения: гандизм и кемализм. Гандизм возник в Индии. Основоположник учения М. Ганди. В основании лежит идея сарводайи (общества всеобщего благосостояния) и сатьяграхи (ненасильственного сопротивления). Сатьяграха предполагала ненасильственное несотрудничество с властями, различные формы гражданского неповиновения (бойкот английских школ, товаров; закрытие магазинов колониальных властей, акции и демонстрации в знак протеста действиям англичан). Идеи Ганди опирались на демократию и национализм, отвергали кастовое неравенство. Они показывали всему миру, что можно добиться много ненасильственными методами. Кемализм возник в Турции. Основатель М. Кемаль. Основные принципы отличались от идей гандизма, были далеки от мирных форм борьбы. Они базировались на республиканизме, национализме, этатизме (вмешательство государства в экономику с целью поддержки предпринимательства и защиты своих товаров на рынке), лаицизме (отделение ислама от государства), идее единства турецкого народа, которое отрицало наличие различных социальных слоев, и революционности, которая означала верность идеям и реформам М. Кемаля. Таким образом, общим у этих двух учений были направленность на получение полной независимости, единство нации, отрицали в гандизме несправедливый кастовый строй, а в кемализме – наличие различных социальных слоев и противостояния между ними. Различным то, что гандизм опирался только на мирные формы борьбы, а кемализм предполагал использование силы.
В странах Востока возникли следующие наиболее яркие национальные социально-политические учения: гандизм и кемализм. Гандизм возник в Индии. Основоположник учения М. Ганди. В основании лежит идея сарводайи (общества всеобщего благосостояния) и сатьяграхи (ненасильственного сопротивления). Сатьяграха предполагала ненасильственное несотрудничество с властями, различные формы гражданского неповиновения (бойкот английских школ, товаров; закрытие магазинов колониальных властей, акции и демонстрации в знак протеста действиям англичан). Идеи Ганди опирались на демократию и национализм, отвергали кастовое неравенство. Они показывали всему миру, что можно добиться много ненасильственными методами. Кемализм возник в Турции. Основатель М. Кемаль. Основные принципы отличались от идей гандизма, были далеки от мирных форм борьбы. Они базировались на республиканизме, национализме, этатизме (вмешательство государства в экономику с целью поддержки предпринимательства и защиты своих товаров на рынке), лаицизме (отделение ислама от государства), идее единства турецкого народа, которое отрицало наличие различных социальных слоев, и революционности, которая означала верность идеям и реформам М. Кемаля. Таким образом, общим у этих двух учений были направленность на получение полной независимости, единство нации, отрицали в гандизме несправедливый кастовый строй, а в кемализме – наличие различных социальных слоев и противостояния между ними. Различным то, что гандизм опирался только на мирные формы борьбы, а кемализм предполагал использование силы.