Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.
Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.
Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.
В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.
Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.
Советское правительство считало, что отвести угрозу фашисткой агрессии можно лишь объединения усилий миролюбивых народов и организации коллективного отпора агрессору. Поэтому оно прилагало большие усилия к созданию системы коллективной безопасности. В 1933 году Советское правительство внесло на обсуждение международной конференции-по разоружению проект декларации об определении агрессора, которое исключало всякую возможность оправдания агрессии. Хотя главные капиталистические страны не приняли этого проекта, СССР подписал пакты об определении агрессора с десятью государствами.
Однако наладить сотрудничество с крупнейшей европейской державой — Великобританией — так и не удалось. Английское правительство по-прежнему рассматривало СССР как основного противника и поэтому предпочитало вести политику невмешательства по отношению к Германии. Англия, а вслед за ней и Франция никак не отреагировали на развязывание фашистскими странами гражданской войны в Испании (1936), захват немецкими войсками Австрии и Чехословакии (1938). Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому правительству Испании, но в гораздо меньших объемах, чем Германия и Италия помогали мятежникам во главе с Ф. Франко. СССР также предлагал помощь правительству Чехословакии в защите от территориальных притязаний Германии, однако правительство отказалось принять эту помощь, опасаясь, что она станет предлогом для советской интервенции. Переговоры о создании военного союза Англии, Франции и СССР, которые велись с весны 1939 г., к августу зашли в тупик.
Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.
Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.
В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.
Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.
Однако наладить сотрудничество с крупнейшей европейской державой — Великобританией — так и не удалось. Английское правительство по-прежнему рассматривало СССР как основного противника и поэтому предпочитало вести политику невмешательства по отношению к Германии. Англия, а вслед за ней и Франция никак не отреагировали на развязывание фашистскими странами гражданской войны в Испании (1936), захват немецкими войсками Австрии и Чехословакии (1938). Советский Союз оказывал военную помощь республиканскому правительству Испании, но в гораздо меньших объемах, чем Германия и Италия помогали мятежникам во главе с Ф. Франко. СССР также предлагал помощь правительству Чехословакии в защите от территориальных притязаний Германии, однако правительство отказалось принять эту помощь, опасаясь, что она станет предлогом для советской интервенции. Переговоры о создании военного союза Англии, Франции и СССР, которые велись с весны 1939 г., к августу зашли в тупик.