Знаменитые иконы из коллекции Третьяковской галереи
Третьяковская галерея — одно из главных музейных собраний в России. Ее история началась с коллекции Павла Третьякова, который собирал картины русских художников и в 1867 году представил их широкой публике. Основной корпус галереи находится в Лаврушинском переулке: здесь можно увидеть шедевры русского искусства XI — начала XX веков.
Мы выбрали пять икон из постоянной выставки «Древнерусское искусство. Домонгольский период», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, как появилось предание о Нерукотворном, какой князь заказал новгородскую икону Димитрия Солунского и образ какого святого царь Иван Грозный лично привез в Москву из Великого Новгорода.
Нерукотворный. Прославление Креста
В Третьяковской галерее хранится самая ранняя из сохранившихся русских икон с изображением Нерукотворного. С XII столетия этот сюжет часто использовали в храмовых росписях. Исследователи считают, что икону написали примерно в 1191 году для церкви Святого Образа в Великом Новгороде. В середине XVI века ее привезли в Успенский собор Московского Кремля.
По православному преданию, тяжело больной эдесский царь Авгарь верил, что изображение Христа ему выздороветь. Он послал к Иисусу художника, чтобы тот нарисовал его. Однако картина не удалась. Тогда Христос умыл лицо и приложил к нему плат — кусок холста, на котором остался отпечаток его лика. Плат оказался чудотворным и исцелил царя. В 944 году полотно перенесли из древнего греческого города Эдессы в Константинополь и поместили в церкви Богоматери Фаросской. Там же хранились несколько частей Креста Господня, терновый венец, копье, гвозди, которыми распяли Христа, погребальные пелены и багряница — торжественная верхняя одежда или пурпурная мантия. Некоторые из этих предметов изображены на обороте иконы, в композиции «Прославление Креста».
В отличие от других образов Нерукотворного, которые были созданы примерно в одно время, на иконе из Третьяковки не изображен сам плат, а виден только лик Христа.
Святитель Николай Чудотворец с избранными святым
Византийские и древнерусские мастера чаще всего изображали Николая Чудотворца по пояс, облаченным в святительское одеяние. Правая рука его поднята в жесте благословения, а в левой он держит Евангелие. По легенде, в 1564 году царь Иван Грозный привез эту икону из Великого Новгорода. Она хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, откуда и попала потом в Третьяковскую галерею.
На верхнем поле иконы можно увидеть поясные изображения мучеников Косьмы и Дамиана, святых братьев-врачевателей. Между ними расположена Этимасия — престол, который предназначен для второго пришествия Иисуса Христа. На боковых полях иконы в полный рост изображены святые Борис и Глеб, мученики Фрол и Лавр, а также преподобная Евдокия и мученица Домна. На нижнем поле видны поясные фигуры святой мученицы Параскевы и ее сестры Фотинии. Все эти святые могли быть покровителями тех людей, которые заказали икону.
Знаменитые иконы из коллекции Третьяковской галереи
Третьяковская галерея — одно из главных музейных собраний в России. Ее история началась с коллекции Павла Третьякова, который собирал картины русских художников и в 1867 году представил их широкой публике. Основной корпус галереи находится в Лаврушинском переулке: здесь можно увидеть шедевры русского искусства XI — начала XX веков.
Мы выбрали пять икон из постоянной выставки «Древнерусское искусство. Домонгольский период», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, как появилось предание о Нерукотворном, какой князь заказал новгородскую икону Димитрия Солунского и образ какого святого царь Иван Грозный лично привез в Москву из Великого Новгорода.
Нерукотворный. Прославление Креста
В Третьяковской галерее хранится самая ранняя из сохранившихся русских икон с изображением Нерукотворного. С XII столетия этот сюжет часто использовали в храмовых росписях. Исследователи считают, что икону написали примерно в 1191 году для церкви Святого Образа в Великом Новгороде. В середине XVI века ее привезли в Успенский собор Московского Кремля.
По православному преданию, тяжело больной эдесский царь Авгарь верил, что изображение Христа ему выздороветь. Он послал к Иисусу художника, чтобы тот нарисовал его. Однако картина не удалась. Тогда Христос умыл лицо и приложил к нему плат — кусок холста, на котором остался отпечаток его лика. Плат оказался чудотворным и исцелил царя. В 944 году полотно перенесли из древнего греческого города Эдессы в Константинополь и поместили в церкви Богоматери Фаросской. Там же хранились несколько частей Креста Господня, терновый венец, копье, гвозди, которыми распяли Христа, погребальные пелены и багряница — торжественная верхняя одежда или пурпурная мантия. Некоторые из этих предметов изображены на обороте иконы, в композиции «Прославление Креста».
В отличие от других образов Нерукотворного, которые были созданы примерно в одно время, на иконе из Третьяковки не изображен сам плат, а виден только лик Христа.
Святитель Николай Чудотворец с избранными святым
Византийские и древнерусские мастера чаще всего изображали Николая Чудотворца по пояс, облаченным в святительское одеяние. Правая рука его поднята в жесте благословения, а в левой он держит Евангелие. По легенде, в 1564 году царь Иван Грозный привез эту икону из Великого Новгорода. Она хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, откуда и попала потом в Третьяковскую галерею.
На верхнем поле иконы можно увидеть поясные изображения мучеников Косьмы и Дамиана, святых братьев-врачевателей. Между ними расположена Этимасия — престол, который предназначен для второго пришествия Иисуса Христа. На боковых полях иконы в полный рост изображены святые Борис и Глеб, мученики Фрол и Лавр, а также преподобная Евдокия и мученица Домна. На нижнем поле видны поясные фигуры святой мученицы Параскевы и ее сестры Фотинии. Все эти святые могли быть покровителями тех людей, которые заказали икону.
Объяснение:
не знаю может не подайдет