Основной административно-территориальной единицей России конца XV — XVI в. был уезд, делившийся, в свою очередь, на станы и волости. В городах управление сосредоточивалось в руках великокняжеских наместников, в волостях и станах — волостелей. Деятельность местной администрации базировалась на принципе «кормлений»: ее представители не получали жалованья из государевой казны, а содержались за счет местного населения.
В масштабах государства отсутствовал устойчивый штат профессиональных управленцев и судей. Функции наместников и волостелей выполняли служилые люди, чья служебная карьера представляла калейдоскоп самых разных назначений. Получение кормлений могло чередоваться с военной или посольской службой. Кормление обычно жаловалось государем на один-два года, а затем в город или волость приезжал новый начальник. Отсутствовал принцип разделения властей. Кормления рассматривались прежде всего как способ поправить свое материальное положение, как вознаграждение за службу. Следствием этого стало игнорирование начальниками своих прямых обязанностей — с одной стороны, и необычайно широкий спектр злоупотреблений — с другой.
В масштабах государства отсутствовал устойчивый штат профессиональных управленцев и судей. Функции наместников и волостелей выполняли служилые люди, чья служебная карьера представляла калейдоскоп самых разных назначений. Получение кормлений могло чередоваться с военной или посольской службой. Кормление обычно жаловалось государем на один-два года, а затем в город или волость приезжал новый начальник. Отсутствовал принцип разделения властей. Кормления рассматривались прежде всего как способ поправить свое материальное положение, как вознаграждение за службу. Следствием этого стало игнорирование начальниками своих прямых обязанностей — с одной стороны, и необычайно широкий спектр злоупотреблений — с другой.