В нашем обществе существует множество разнообразных мифологических представлений о русском языке и его истории, которые весьма прочно укоренились в сознании людей. Это связано с особенностями современного информационного пространства: с одной стороны, лингвистическая информация не всегда корректно интерпретируется сотрудниками СМИ; с другой стороны, Интернет предоставляет широкие возможности для построения дилетантских, ошибочных теорий и распространения их в блогосфере. Об опасности подобной «любительской лингвистики» предупреждает, в частности, академик А. А. Зализняк в книге «Из заметок о любительской лингвистике».
Ярчайшим примером искажения информации о русском языке стало освещение в СМИ такого события, как вступление в силу 1 сентября 2009 года приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении списка грамматик, словарей и справочников. Это событие совершенно необоснованно было представлено журналистами как «введение новых норм», «реформа языка» и т. п.
«...Пронесшийся информационный ураган обнажил несколько чрезвычайно важных явлений. Образованная часть общества, во-первых, продемонстрировала полное пренебрежение к лингвистам: вы говорите, а как правильно, мы знаем сами. Во-вторых, отсутствие представления о деятельности лингвистов. Лингвисты не занимаются нововведениями и созданием новых норм, они фиксируют то, что происходит в языке, причем с очень консервативных позиций. В-третьих, надо признать, что у нас не низкая культура пользования словарями, у нас ее нет вообще. Более того, высказанные по адресу словарей претензии свидетельствуют о том, что в обществе нет представления, как словарь устроен, как им можно пользоваться и зачем он нужен...» (газета «Культура», № 3, 2010).
Исследование запросов пользователей справочных служб русского языка показывает, что у многих носителей русского языка как родного сформировались ложные представления и по таким вопросам, как история русского языка, нормы правописания, произношения, словоупотребления и словоизменения.
Существующее в обществе недоверие к академической лингвистической науке сочетается с повышенным вниманием к лженаучным идеям. Особую тревогу вызывает тот факт, что многие заблуждения относительно истории русского языка и его роли в современном мире ложатся в основу разного рода экстремистских и националистических убеждений.
Одной из основных причин бытования искаженных представлений о русском языке мы считаем недостаток научно-популярной литературы, в которой доступно излагались бы не специальные, а базовые сведения о языке и его истории, а также о речевой культуре.
ГРАМОТА.РУ представляет новую просветительскую рубрику «Азбучные истины», задача которой – донести до носителей языка – пользователей Всемирной сети – правдивую информацию о русском языке, соответствующую академической лингвистической науке.
Каждая статья посвящена опровержению того или иного мифа, заблуждения, предрассудка, связанного с русским языком. Мы опираемся только на авторитетные источники – академические словари, справочные пособия, статьи крупнейших ученых-языковедов. В некоторых статьях приведен список литературы для углубленного изучения той или иной темы.
О проекте
В нашем обществе существует множество разнообразных мифологических представлений о русском языке и его истории, которые весьма прочно укоренились в сознании людей. Это связано с особенностями современного информационного пространства: с одной стороны, лингвистическая информация не всегда корректно интерпретируется сотрудниками СМИ; с другой стороны, Интернет предоставляет широкие возможности для построения дилетантских, ошибочных теорий и распространения их в блогосфере. Об опасности подобной «любительской лингвистики» предупреждает, в частности, академик А. А. Зализняк в книге «Из заметок о любительской лингвистике».
Ярчайшим примером искажения информации о русском языке стало освещение в СМИ такого события, как вступление в силу 1 сентября 2009 года приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении списка грамматик, словарей и справочников. Это событие совершенно необоснованно было представлено журналистами как «введение новых норм», «реформа языка» и т. п.
«...Пронесшийся информационный ураган обнажил несколько чрезвычайно важных явлений. Образованная часть общества, во-первых, продемонстрировала полное пренебрежение к лингвистам: вы говорите, а как правильно, мы знаем сами. Во-вторых, отсутствие представления о деятельности лингвистов. Лингвисты не занимаются нововведениями и созданием новых норм, они фиксируют то, что происходит в языке, причем с очень консервативных позиций. В-третьих, надо признать, что у нас не низкая культура пользования словарями, у нас ее нет вообще. Более того, высказанные по адресу словарей претензии свидетельствуют о том, что в обществе нет представления, как словарь устроен, как им можно пользоваться и зачем он нужен...» (газета «Культура», № 3, 2010).
Исследование запросов пользователей справочных служб русского языка показывает, что у многих носителей русского языка как родного сформировались ложные представления и по таким вопросам, как история русского языка, нормы правописания, произношения, словоупотребления и словоизменения.
Существующее в обществе недоверие к академической лингвистической науке сочетается с повышенным вниманием к лженаучным идеям. Особую тревогу вызывает тот факт, что многие заблуждения относительно истории русского языка и его роли в современном мире ложатся в основу разного рода экстремистских и националистических убеждений.
Одной из основных причин бытования искаженных представлений о русском языке мы считаем недостаток научно-популярной литературы, в которой доступно излагались бы не специальные, а базовые сведения о языке и его истории, а также о речевой культуре.
ГРАМОТА.РУ представляет новую просветительскую рубрику «Азбучные истины», задача которой – донести до носителей языка – пользователей Всемирной сети – правдивую информацию о русском языке, соответствующую академической лингвистической науке.
Каждая статья посвящена опровержению того или иного мифа, заблуждения, предрассудка, связанного с русским языком. Мы опираемся только на авторитетные источники – академические словари, справочные пособия, статьи крупнейших ученых-языковедов. В некоторых статьях приведен список литературы для углубленного изучения той или иной темы.