Охарактеризуйте особенности речевого развития каждого ребенка.
Допускали ли дети лексические, морфологические и синтаксические ошибки в речи? Обоснуйте свой ответ.
Ребенок 1.
– Как ты провел каникулы?
– Нормально // Отдыхал //
– А мультики смотрел?
– Да Я не помню уже // (Молчит) Э-э-э / зиму я помню там только / и все // (Молчит) Лето / весна / (молчит) // Я не знаю //
– У тебя есть любимая сказка?
– «Буратино» // С папы Карло (начинается сказка) // Выпиливает Буратино // Карабас Барабас // Заместителем кукольного театра // Следил за всеми // (Молчит)
– Кто нашел золотой ключик?
– Буратино // Его бросили в воду / а / а оттуда черепаха его вытянула / и дала ему ключик / золотой //
– Как встретился Буратино с Мальвиной / помнишь?
– У-у (нет) //
– Чем заканчивается сказка?
– Как они в театр Карабаса Барабаса попали / Буратино открыл дверцу / и они попали туда //
Ребенок 2.
– Как ты провел каникулы?
– (Молчит) Нормально // Ну-у-у / мама меня заставляла писать / цифры / ну я там выходил на улицу гулял / и-и-и / игрался //
– А какая твоя любимая игра?
– Ну / брат выбирает // Ну / иногда в компьютер играю // Ну там играю / в «Рататуй» / там // Ну там / буква эф / не помню правда какими буквами надо управлять / но помню английскими / наверно / вот // Ну там он дерется / там / всякие он трюки делает / кувырки / сальто // Ну иногда хожу в гости / с братом играю / с двоюродным играю братиком / братом //
– А мультики смотришь?
– Ну иногда // Когда мама разрешает // Ну там фильмы я люблю / мультики // Ну я люблю фильм / «Джеки Чан» // Там / (молчит) люблю мультик / «Том и Джерри» // Это кот гоняется за мышкой // (Молчит) Потому что мышка / она делает себе там / яму / ну как / нору / чтоб лезть туда / а кот не может //
– Помнишь какую-нибудь серию?
– Нет // Ну-у-у / Джеки Чан / там полицейский гоняется за / прештупниками (=преступниками) всякими / бьет их / увозит их // Еще люблю «Такси четыре» // Там / прикольный / фильм //
– Смешной случай был в твоей жизни?
– Ну был // Да / у меня друг во дворе / всякие приколы делает // Взял шар надул / воду берет там / сжимает / у него все лицо там мокрое //
– А страшный случай был в твоей жизни?
– М-м-м / ну был // Брат себе порезал ногу // Брат / кафель взял / прыгнул вот так вот / режнул (=резнул) / кровь / ну там была ночь // Все прекрасно было // А потом он / Бац! Так спотыкается / и вот кафель / и-и / ну-у / вот так / ну отвезли его в больницу // Зашивали / с-семь швов / там в ноге // Ну уже там //
– Каким / по-твоему / должен быть культурный человек?
– Красивым / умным / хорошо учиться / не баловаться // Ну и все //
Ребенок 3.
– У тебя есть любимая сказка?
– Любимая сказка? Есть // «Кот и лиса» // Када петушок взял кота // Када петушка взяла лиса // Кот сказал / Не выглядывай в окошко / не открывай дверь // Ну он не послушался / и открыл // Сплоховал немножко // Ну и схватила его лиса // Стали они его искать // Сорока (неразборчиво) // Потом они его нашли // Лису обманули // Ну / и нашли / петуха // Потом обратно / на следующий день / кот пошел за дровишками / дерево рубить // Ну и короче он говорит / Не выглядывай в окошко / а то лиса заберет // Ну и потом / лиса / потом кот ушел // Ну петушок не послушался / и открыл / дверь / открыл окошко // Там она / зернышки ему кидала // Ну / потом он подошел / поклевал / ну она спряталась / за домом / и обратно потащила // На следующий день / потом кот пошел искать // Ну короче / ну пошел кот ее искать // Потом кот обманул лису // Снова / и кот пошли домой // Ну лиса не догнала кота // Ну / лиса не догнала // Пошла себе домой / думает / на другой день / я его съем / на следующий день / потом // Потом / кот пошел образно за дровишками / рубить / и сказал / Иду / грибы пойду собирать / шоб кушать всякую / еду добывать / короче / потом / пришел сказал / Не выглядывай в окошко / а то лиса заберет // Потом / потом / кот как ушел / лиса за деревом пряталась // Потом обратно / она присыпала ему горошек / и сказала / Петушок / выглядывай // Ну он не слушался // Ну он выглянул опять / в окошко // Лиса / хам! Понесла домой // Потом они / взяли / потом кот пошел искать // Ну-у / кот / нашел петушка / и одну / домой //
– И чем заканчивается сказка?
– И чем заканчивается? Они лису проучили // И лиса никогда не выявлялась туда //
– Чем они ее проучили?
– Чем они ее проучили? Ну тоже / это / этот / подкинули там какого-то зверя / заканчивалось // Ну и схватили ее //
– Каким / по-твоему / должен быть культурный человек?
– Человек? М-м-м / (молчит) Качества // Ну какой? Ну Антон / Игорь / культурные // Ну и все культурные //
Объяснение:
Условия для развития речи детей раннего возраста.
Важным и основным компонентом речевой среды является живая речь взрослого.
С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам), во время игры, чтения книг. Надо разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, воспитатель объясняет, что предстоит делать. Обсуждая с малышами события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает во Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на во сами.
Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, использует в речи подходящие присказки, стишки, напевает песенки. Следовательно, воспитатель обязан знать наизусть великое множество различных потешек, прибауток, присказок. Он сопровождает речью все повседневные дела в группе: уход за растениями, накрывание на стол и пр.
слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.д.). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкции»
В звукоподражательных играх развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонематическим и грамматическим строем.