Охарактеризуйте особенности обучения спортсменов технике и формирования двигательных навыков у них (на примере конного спорта): формирование положительной тренировочной мотивации, формирование знаний о сущности двигательного действия, создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой основной опорной точке, освоение изучаемого двигательного действия в целом
Объяснение:В учебно-тренировочном процессе юные спортсмены изучают технику избранного спорта на определенном уровне, характеризующем степень освоенности действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в избранном виде спорта. Формирование двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсменов активного участия в учебно-тренировочном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.
Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на составляющих действие операциях, нестабильность результата действия, изменчивость техники действия, возникновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбивающих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относительно невысокой скорости выполнения технического действия.
Несмотря на то что юные спортсмены могут успешно освоить достаточно много технических действий на стадии умения, двигательный навык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучиваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, которое повышенных требований не выдерживает.
По мере многократного повторения действия юными спортсменами оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двигательными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов отпадает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это приводит к тому, что двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков
Основными факторами, усиливающими эффективность формирования двигательных навыков, являются:
а) врожденные они характеризуются генетической информацией, выявляемой при отборе для занятий избранным видом спорта, учитывается также специфическая тренируемость в отношении двигательных координации, свойственных этому виду спорта;
б двигательный опыт (или ранее выработанная координация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врожденных движений или двигательные навыки, образованные в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни (бег, кувырки и др.);
в) статокинетическая устойчивость - состояние вестибулярного аппарата и функции равновесия, психическое и функциональное состояние организма и др. (А.В. Кукис, 1995).
Тренеры-преподаватели в процессе формирования у воспитанников двигательных навыков должны учитывать, что формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрицательное, на усвоение других навыков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.
Положительный перенос навыков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.