Изображение внутреннего мира героев дано в динамике. В духе сентиментализма описаны любовные отношения Алексея с Натальей: при встречах «любовники» бледнеют, доходят почти до обморочного состояния, а из глаз их беспрестанно льются слезы. Часты в повести и перифразы, характерные для поэтики сентименталистов. Многократно встречаются обращения. Их функция — придать повести более эмоциональный характер и внести в произведение элементы интимности. Много эпитетов, сравнений; они помогают оживить создаваемые писателем картины, воздействуют на зрительное восприятие читателя. Обилие слов с уменьшительными суффиксами придает повествованию эмоциональность, чувствительность, показывает авторское отношение к героям
Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платьице, сидя на холодном камне, выплакивает свое сиротское горе. Густая лесная чаща скрыла ее от недоброго чужого взора. Весь облик Аленушки — воплощение печали и страдания. Природа словно вторит ее грустным причитаниям. Участливо склонились над ее головой ветви тоненьких осинок, в едином ритме со сгорбившейся фигуркой поникли листья камыша (рогоза. — О. Е.) и осоки, в сумрак погружены настороженные молодые ели, тревожной тайны полна тихая гладь омута, трепещут и падают в реку осенние листья, притихли птицы. Реально и конкретно состояние природы: художник особо подчеркивает в нем то, что совпадает с фольклорными поэтическими акцентами, — таинственную настороженность и одновременно мягкую лирическую задушевность. Органически связан с замыслом живописный строй картины. Васнецов избегает цветовых контрастов или больших, определенно очерченных цветовых плоскостей и пятен, хотя краски звучат и насыщенно, и интенсивно, особенно в изображении самой Аленушки, заметно выделяя ее на фоне пейзажа. Главным для художника является стремление объединить фигурку девочки с пейзажем, слить их в едином эмоциональном состоянии» 8.
Внимательно рассматривая картину, отметим несколько важных моментов. Искусствовед Лидия Иовлева пишет о девочке, тогда как на картине не девочка, а скорее девушка. Она без обычной для девушек одной косы (женщины заплетали две косы) и без традиционного для девушек головного убора — расшитой повязки или платка. Девушку с непокрытой головой и распущенными волосами презрительно назвали бы «распустехой» и относились бы к ней в селе без всякого уважения. Обитатели Абрамцева, где писал Васнецов «Аленушку», специально занимались изучением народных традиций; исключено также, что Васнецов, проживший свое детство в деревне, не знал об этом народном обычае.
Расплетали волосы только в знак горя или тогда, когда женщина собиралась заниматься ворожбой, колдовством.
Внимательно рассматривая картину, отметим несколько важных моментов. Искусствовед Лидия Иовлева пишет о девочке, тогда как на картине не девочка, а скорее девушка. Она без обычной для девушек одной косы (женщины заплетали две косы) и без традиционного для девушек головного убора — расшитой повязки или платка. Девушку с непокрытой головой и распущенными волосами презрительно назвали бы «распустехой» и относились бы к ней в селе без всякого уважения. Обитатели Абрамцева, где писал Васнецов «Аленушку», специально занимались изучением народных традиций; исключено также, что Васнецов, проживший свое детство в деревне, не знал об этом народном обычае.
Расплетали волосы только в знак горя или тогда, когда женщина собиралась заниматься ворожбой, колдовством.