Пейзажные зарисовки, которыми перебивается повествование Изергили, не только раскрывают авторское отношение, но и создают определенный эмоциональный настрой. Когда старуха рассказывает о Ларре, пейзаж мрачный: «В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу». Создается гнетущая, давящая атмосфера. А когда Изергиль повествует о Данко, рассказчик замечает: «Старуха помолчала и посмотрела в степь, где всё густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг». Здесь атмосфера иная: тьма уже не кажется столь тяжелой – ее побеждает свет, сравнение огоньков с цветами создает радостное настроение.