НУЖНО СОСТАВИТЬ ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ: Фантастическое и реалистическое в романе Булгакова" Мастер и Маргарита" Любовь и судьба Мастера. 1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма.
2. Сочетание реальности и фантастики в романе.
3. Нравственно-философский смысл романа.
М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита” с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского реализма.
Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику.
Новыми становятся лишь цели, к которым обращается Булгаков, совмещая реальное и фантастическое. Для русской литературы было трудной задачей – создать в романе целостный сатирический облик.
Писатель пришел к разрешению этой задачи, используя возможности различных прозаических форм.
Жанровая уникальность “Мастера и Маргариты” не позволяет однозначно определить булгаковский роман. Это очень хорошо подметил американский литературовед М. Б. Крепе в своей книге “Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов
“Мастер и Маргарита” и “Доктор Живаго” (1984): “Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени, новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так…
Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф – на скрупулезную историческую достоверность, теософия – на демонизм, романтика – на клоунаду”.
Такое смелое и оригинальное соединение фантастического и реального, трагического и комического в одном произведении ставит роман М. А. Булгакова в ряд уникальных явлений мировой культуры, имеющих вечное, неприходящее художественное значение.
Роман М. А. Булгакова не похож на исторический, в нем нет изображения связи эпох и культур по законам причинно-следственным. Эпохи соединяются иным и настоящее не просто сосуществовали в “Мастере и Маргарите”, но представляли собой единое бытие, бесконечно длящееся событие какого-то не исторического, а нереального действия.
Первая глава дает ключ для понимания художественного метода Булгакова, для понимания своеобразия его реализма. “Я – мистический писатель”, – говорил он, называя своим учителем Н. В. Гоголя.
Он высмеивает самодовольную крикливость рассудка, уверенного в том, что он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека.
Когда он размышляет о том, кто управляет всем распорядком на земле и отказывает в этом праве человеку, он отвергает самоуверенность советских исторических концепций и утверждает предопределенность. Булгаков устами своего странного героя формулирует свои эстетические принципы. Следование нравственному закону или отступление от него прямо предопределяет в романе судьбы героев. Атеизм Берлиоза влечет немедленную смерть и лишает его надежды на бессмертие.
Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философских рассуждений. У Булгакова перераспределяется соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России.
Во всем романе настоящей творческой личностью является Мастер, с его бесконечными поисками и страданиями. Он пишет произведение всей своей жизни, не жалея времени, не щадя себя, по зову сердца. Он никогда не вращался в кругу литераторов. И первое же столкновение с ними приносит ему гибель: тоталитарное общество раздавило его морально.
Ведь он был писатель, а не сочинитель “на заказ”. Кампания по травле Мастера разрушает его личное счастье, заставляет его уйти в клинику Стравинского. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и показывает нам финал романа.
По справедливому замечанию Ф. А. Искандера, “Мастер и Маргарита” – это “плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности… Здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная возвышенность требований к художнику, то есть к самому себе.
Вероятно, так и должно быть”.
Оманливою простотою
Він не купує читачів.
Життя для нього — поле бою
Двох сил, світоглядів, світів.
М. Рильський
У його висічених із алмазу
й полум'я героях сконцентроване
загальнолюдське й вічне.
Гурян Борян
Тема Другої світової війни знайшла своє достойне місце у творчості багатьох відомих майстрів слова. Один із них — російський письменник Михайло Шолохов.
Як і в творчості німецького письменника Генріха Веляя, оповідання пронизує думка: війна протиприродна й антигуманна.
Війна скалічила і німця, і росіянина. І все ж трагедія героя Г. Белля, у першу чергу, в тому, що він не розуміє, не може сформулювати сенс принесеної війні жертви; його фраза, як і назва твору, обірвана: "... проти мого прізвища буде написано: "Пішов на фронт і поліг за...".
На відміну від зневіреного юного німецького солдата зрілий чоловік Андрій Соколов має мету свого життя. Попри всі трагедії, що принесла йому війна, —смерть рідних, жахи концтабору — Андрій Соколов "находить сенс у вихованні обпаленого війною сироти — хлопчика Ваги.
Недарма оповідання починається і закінчується зображенням всепереможної весни, що затягує рани на тілі землі і а душах людей.
Особливість композиції полягає в тому, що Шолохов подає оповідання в оповіданні. Зустріч автора-оповідача з незнайомцем із дитиною переходить у розповідь самого незнайомця Андрія Соколова про своє життя, яке спочатку нічим не відрізнялось від звичайного життя пересічних, людей. Але все змінила війна, яка забрала життя його дружини і доньок: авіабомба розбила будинок сім'ї разом з його мешканцями. Остання надія — син Анатолій — на фронті в кінці війни...
Друзья важны в жизни каждого человека. Это самые близкие и добрые люди, которые придут на в трудную минуту, которым можно доверить любой секрет. Друзья проводят с нами и радостные минуты, они делают праздник еще более ярким и веселым. Я рада, что в моей жизни тоже есть друзья.
Дружба... Что это? Как часто мы задумываемся о том, в чем она заключается? Стараемся быть ближе к людям, от которых исходят теплые волны доброты. Доброта – это честная, чистая и неподдельная любовь к родным и близким. Она не существует в одиночестве, а ходит в компании с благородством и дружбой. Кто они, добрые люди?
Я просто уверена, что самый добрый человек, который встречался на моем жизненном пути – это моя мама. Я удивляюсь ее терпению, умению выслушать и понять, незаметно подсказать решение совсем не решаемой проблемы, удивительным образом успокоить и направить на правильный путь. Она и друг, и учитель, и доктор, и психолог одновременно: головная боль и усталость уходят от ее ласкового слова и добрых рук. Мама прощает все мои промахи и ошибки и исправляет недочеты в моих жизненных ситуациях. Поэтому мамочка – самый добрый и любимый человек, и она всегда в моей жизни.