В первой части ключевой образ - образ всеобщего разлада, путаницы. Роман открывается неразрешимым конфликтом в доме Облонских. Одна из первых фраз романа: "Все смешалось в доме Облонских " -является ключевой. Левин получает отказ Кити. Анна теряет покой, предчувствует будущую катастрофу. Вронский покидает Москву. Встреча героев на метельной станции предвещает трагичность их отношений. Левину, так же, как и его брату Николаю, хочется 'Уйти изо всей мерзости, путаницы, и чужой и своей ". Но уйти некуда.
Во второй части герои словно разбросаны ветром событий. Левин замкнулся в своем имении в одиночестве, Кити скитается по курортным городкам Германии. Вронского и Анну "путаница " связала друг с другом. Вронский торжествует, что сбылась его "обворожительная мечта счастия ", и не замечает, что Анна говорит: "Все кончено ". На скачках в Красном селе Вронский неожиданно для себя терпит "постыдное, непростительное " поражение, предвестие жизненного краха. Кризис переживает Каренин: "Он испытал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была - сама жизнь, мост - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович ".
Положение героев в третьей части характеризуется неопределенностью. Анна остается в доме Каренина. Вронский служит в полку. Левин живет в Покровском. Они вынуждены принять решения, которые не совпадают с их желаниями. И жизнь оказывается опутанной "паутиной лжи ". Особенно остро чувствует это Анна. Она говорит о Каренине: "Я знаю его! Язнаю, что он, как рыба в воде, плавает и наслаждается во лжи. Но нет, я не доставлю ему этого наслаждения, я разорву эту его паутину лжи, в которой он меня хочет опутать; пусть будет что будет. Все лучше лжи и обмана!"
В четвертой части романа между людьми, уже разделенными глухой враждой, устанавливаются отношения, рвущие "паутину лжи ". Здесь рассказывается об отношениях Анны и Каренина, Каренина и Вронского, Левина и Кити, которые, наконец, встретились в Москве. Герои испытывают на себе воздействие двух противоположных сил: нравственного закона добра, сострадания и прощения и властного закона общественного мнения. Этот закон действует постоянно и неотвратимо, а закон сострадания, добра проявляется лишь изредка, как прозрение, когда вдруг Анна пожалела Каренина, когда Вронский увидел его "не злым, не фальшивым, не смешным, но добрым, простым и величественным ".
Ведущая тема пятой части - тема избрания пути. Анна уехала с Вронским в Италию. Левин женился на Кити и увез ее в Покровское. Происходит полный разрыв с прошлой жизнью. Левин на исповеди обращает внимание на слова священника: "Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его ". Выбор Анны и Вронского освещается картиной художника Михайлова "Христос перед судом Пилата ", которая была художественным выражением проблемы выбора между "силой зла " и "законом добра ". Каренин, которого лишили выбора, принимает свою участь, "отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами ".
"Мысль семейная " обрисовывается с разных сторон в шестой части. Семья Левина живет в Покровском. Незаконная семья Вронского -в Воздвиженском. Дом Облонского в Ергушове разрушается. Толстой изображает картины жизни "правильной " и "неправильной " семьи, жизни "в законе " и "вне закона ". Закон общественный рассматривается Толстым в совокупности с законом «добра и правды».
В седьмой части герои вступают в последнюю стадию духовного кризиса. Здесь происходят важнейшие события: рождение сына у Левина, смерть Анны Карениной. Рождение и смерть как бы завершают один из жизненных кругов.
Восьмая часть романа - поиски "положительной программы ", которая должна была помочь переходу от личного к общему, к "народной правде ". Вспомним, что к этой мысли приходит Толстой и в романе Война и мир ". Сюжетный центр этой части - "закон добра ". Левин приходит к твердому сознанию, что "достижение общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку "
Во второй части герои словно разбросаны ветром событий. Левин замкнулся в своем имении в одиночестве, Кити скитается по курортным городкам Германии. Вронского и Анну "путаница " связала друг с другом. Вронский торжествует, что сбылась его "обворожительная мечта счастия ", и не замечает, что Анна говорит: "Все кончено ". На скачках в Красном селе Вронский неожиданно для себя терпит "постыдное, непростительное " поражение, предвестие жизненного краха. Кризис переживает Каренин: "Он испытал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была - сама жизнь, мост - та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович ".
Положение героев в третьей части характеризуется неопределенностью. Анна остается в доме Каренина. Вронский служит в полку. Левин живет в Покровском. Они вынуждены принять решения, которые не совпадают с их желаниями. И жизнь оказывается опутанной "паутиной лжи ". Особенно остро чувствует это Анна. Она говорит о Каренине: "Я знаю его! Язнаю, что он, как рыба в воде, плавает и наслаждается во лжи. Но нет, я не доставлю ему этого наслаждения, я разорву эту его паутину лжи, в которой он меня хочет опутать; пусть будет что будет. Все лучше лжи и обмана!"
В четвертой части романа между людьми, уже разделенными глухой враждой, устанавливаются отношения, рвущие "паутину лжи ". Здесь рассказывается об отношениях Анны и Каренина, Каренина и Вронского, Левина и Кити, которые, наконец, встретились в Москве. Герои испытывают на себе воздействие двух противоположных сил: нравственного закона добра, сострадания и прощения и властного закона общественного мнения. Этот закон действует постоянно и неотвратимо, а закон сострадания, добра проявляется лишь изредка, как прозрение, когда вдруг Анна пожалела Каренина, когда Вронский увидел его "не злым, не фальшивым, не смешным, но добрым, простым и величественным ".
Ведущая тема пятой части - тема избрания пути. Анна уехала с Вронским в Италию. Левин женился на Кити и увез ее в Покровское. Происходит полный разрыв с прошлой жизнью. Левин на исповеди обращает внимание на слова священника: "Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его ". Выбор Анны и Вронского освещается картиной художника Михайлова "Христос перед судом Пилата ", которая была художественным выражением проблемы выбора между "силой зла " и "законом добра ". Каренин, которого лишили выбора, принимает свою участь, "отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами ".
"Мысль семейная " обрисовывается с разных сторон в шестой части. Семья Левина живет в Покровском. Незаконная семья Вронского -в Воздвиженском. Дом Облонского в Ергушове разрушается. Толстой изображает картины жизни "правильной " и "неправильной " семьи, жизни "в законе " и "вне закона ". Закон общественный рассматривается Толстым в совокупности с законом «добра и правды».
В седьмой части герои вступают в последнюю стадию духовного кризиса. Здесь происходят важнейшие события: рождение сына у Левина, смерть Анны Карениной. Рождение и смерть как бы завершают один из жизненных кругов.
Восьмая часть романа - поиски "положительной программы ", которая должна была помочь переходу от личного к общему, к "народной правде ". Вспомним, что к этой мысли приходит Толстой и в романе Война и мир ". Сюжетный центр этой части - "закон добра ". Левин приходит к твердому сознанию, что "достижение общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому человеку "