В начале XVIII в., в связи с исходящей от Петра I инициативой христианизации коренного сибирского населения, сформировались и остались на долгое время практическими неизменными такие приоритетные направления миссионерской деятельности РПЦ в Западной Сибири: «противоязыческое», «противомусульманское», и «противораскольническое».
Причины, побудившие Петра I начать христианизацию края, на наш взгляд, состоят в следующем:
- для гражданских и церковных властей были нежелательные контакты православного (в основном русского) сибирского населения с аборигенами-язычниками, мусульманами, а так же старообрядцами, что по канонам церкви не только не приветствовалось, но в отдельных случаях было наказуемо согласно правилам Духовного регламента;
- крещение любого иноверца считалось единственно верным и лицу, побудившему его на этот шаг выражалась церковная благодарность;
- принявший крещение абориген становился как бы «русским» и обладал всеми правами и обязанностями гражданина Российской империи, в том числе мог быть принят на государственную службу;
- в связи с усилением российской государственности, где единственной официальной религией являлось православие, возникала необходимость приведения в ее лоно как можно большего числа граждан;
- старообрядцы представляли не только оппозицию официальной церкви, но и самодержавной власти, что вызвало соответствующую реакцию с ее стороны.
Крещение «иноверцев» было и есть одной из главных основополагающих доктрин христианства и в частности православия. Но именно Петр I наиболее ярко и последовательно осуществил политику христианизации народностей, населявших Приобье и Прииртышье, воспользовавшись этим для укрепления политических и религиозных основ нового имперского правопорядка.
Причины, побудившие Петра I начать христианизацию края, на наш взгляд, состоят в следующем:
- для гражданских и церковных властей были нежелательные контакты православного (в основном русского) сибирского населения с аборигенами-язычниками, мусульманами, а так же старообрядцами, что по канонам церкви не только не приветствовалось, но в отдельных случаях было наказуемо согласно правилам Духовного регламента;
- крещение любого иноверца считалось единственно верным и лицу, побудившему его на этот шаг выражалась церковная благодарность;
- принявший крещение абориген становился как бы «русским» и обладал всеми правами и обязанностями гражданина Российской империи, в том числе мог быть принят на государственную службу;
- в связи с усилением российской государственности, где единственной официальной религией являлось православие, возникала необходимость приведения в ее лоно как можно большего числа граждан;
- старообрядцы представляли не только оппозицию официальной церкви, но и самодержавной власти, что вызвало соответствующую реакцию с ее стороны.
Крещение «иноверцев» было и есть одной из главных основополагающих доктрин христианства и в частности православия. Но именно Петр I наиболее ярко и последовательно осуществил политику христианизации народностей, населявших Приобье и Прииртышье, воспользовавшись этим для укрепления политических и религиозных основ нового имперского правопорядка.