Тоолор жер шарында мындан миллиондогон жылдар мурун пайда болгон. Азыр да тоо пайда болуу процесстери улантылып, жер титирөөлөр, жанар тоо атылуулары болуп турат. Жер жүзүндө эң бийик тоолор бар, мисалы, Гималаи, Памир, Анд, Кавказ тоолору. Алардын ак кар, көк муз кетпеген бийик чокулары булуттардан да бийик көтөрүлүп турат. Too дарыялары бууракандап шар агат. Урал сыяктуу жапыз тоолордун капталдары жантайыңкы келип, айрым жерлеринде чокуларына чейин чытырман токой өсөт. Дарыялары өрөөндөр аркылуу жай агат. Жер шарындагы эң бийик тоо - Гималай. Анда дүйнөдөгү эң бийик чоку - Жомолунгма (Эверест) жайгашкан.
Анын бийиктиги деңиз деңгээлинен 8848 метр. Ар кайсы өлкөлөрдүн чыгаан альпинисттери бул бийик чокуга чыгууга нечен жолу аракеттенишкен, бирок ызгаар суук, кардуу бороон аларды кайра кайтууга аргасыз кылды. Бийик тоодо аба өтө суюк болгондуктан адам тез күйүгүп, ар бир кадам өтө кыйынчылык менен шилтенет. Ошондуктан чокуга чыгуучулар көбүнчө ичине кычкылтек толтурулган пайдаланышат. Чокуга чыгууда түпсүз терең жаракалар, жалама муз жана башка тоскоолдуктар көп кездешет.
Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.
Проведя анализ мусульманских источниках, мы пришли к выводу о том, что в Исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд это удовлетворения потребностей общества, основа его богатства. По Исламу труд - творец общества, и, если Бог сотворил человека, то развитие человека на основе труда считалось продолжением творения Бога. Труд является средством воспитания самого человека, который только с труда становится мыслящим человеком. А когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда. Тем самым он может найти свой путь к самосовершенствованию. Таким образом, труд занимает центральное место в учении и практике Ислама. В ходе исследования мы выявили, что в Исламе проповедуется идея приобщения человека к активному созиданию жизни. Общество, как известно, немыслимо без труда и без производства материальных благ, так как «кроме молитвы люди должны заниматься трудом, ибо жить за счёт чужого труда грешно». «Тот, кто не трудится, - не встречается с трудностями, не встретившись с трудностями, - он забывает Бога». Поэтому такой человек сбивается с пути (тариката). Следовательно, богоугодные деяния также связаны с трудом.
Пророк Мухаммад говорил, что «творящий - любимец Аллаха». Отсюда видно, что в основе учения Ислама лежит именно учение о труде, о созидательном и сознательном труде. По Исламу, для занятия честным трудом необходимо соблюдать следующие правила:
- «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;
- ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;
- ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;
- с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;
- в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.
По Исламу воспитание в труде - это, прежде всего «воспитание любви к труду», при этом в проводится сравнение, что это то же самое, что поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому, сущему, прекрасному, ведь если не поработать во благо людей, красоты, то, как же их можно полюбить. Труд - это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические задачи и цели сводятся к одному - к труду. Одна из главных целей Ислама - привитие человеку любви к труду. Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, общеизвестно, что умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. В Священной книге мусульман Коране есть высказывание о том, что «нужно сочетать оба вида труда, развивать как (раас) голову, так и (аядин) руки». Согласно Исламу человеку нужно привить любовь к «будничной работе». И эта подготовка, т.е. подготовка к труду, сказано в Коране, должна проводиться по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из них является сознание, мысль, духовная жизнь. Человек должен понимать, что и для чего он делает. Труд перестаёт быть обыденным, банальным, скучным, он начинается с замысла, с мысли, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Человек должен научиться переживать радость труда, понимать его значение. Ведь, там, где труд, там и слово Бога воспитателя, там размышление о величии труда, там его осмысление. Трудовое воспитание - это отличительная черта Ислама.
В Исламе труд имеет две стороны - личную, индивидуальную и общественную. Вполне естественно, говорят исламские источники, что труд должен приносить удовольствие, через создание каких-то ценностей, чего-то такого, чем можно пользоваться. В меру своих возможностей человек создаёт себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным. Поэтому Исламом предусмотрено следующее, на наш взгляд очень важное положение. Часть произведенного или накопленного посредством своего труда, человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, в его благо. Это, прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни.
Согласно Исламу без труда, во всей его сложности и многогранности, человека очень сложно воспитать, так как отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. При этом любовь к труду, то есть трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий.
Тоолор жер шарында мындан миллиондогон жылдар мурун пайда болгон. Азыр да тоо пайда болуу процесстери улантылып, жер титирөөлөр, жанар тоо атылуулары болуп турат. Жер жүзүндө эң бийик тоолор бар, мисалы, Гималаи, Памир, Анд, Кавказ тоолору. Алардын ак кар, көк муз кетпеген бийик чокулары булуттардан да бийик көтөрүлүп турат. Too дарыялары бууракандап шар агат. Урал сыяктуу жапыз тоолордун капталдары жантайыңкы келип, айрым жерлеринде чокуларына чейин чытырман токой өсөт. Дарыялары өрөөндөр аркылуу жай агат. Жер шарындагы эң бийик тоо - Гималай. Анда дүйнөдөгү эң бийик чоку - Жомолунгма (Эверест) жайгашкан.
Анын бийиктиги деңиз деңгээлинен 8848 метр. Ар кайсы өлкөлөрдүн чыгаан альпинисттери бул бийик чокуга чыгууга нечен жолу аракеттенишкен, бирок ызгаар суук, кардуу бороон аларды кайра кайтууга аргасыз кылды. Бийик тоодо аба өтө суюк болгондуктан адам тез күйүгүп, ар бир кадам өтө кыйынчылык менен шилтенет. Ошондуктан чокуга чыгуучулар көбүнчө ичине кычкылтек толтурулган пайдаланышат. Чокуга чыгууда түпсүз терең жаракалар, жалама муз жана башка тоскоолдуктар көп кездешет.
Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.
Проведя анализ мусульманских источниках, мы пришли к выводу о том, что в Исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд это удовлетворения потребностей общества, основа его богатства. По Исламу труд - творец общества, и, если Бог сотворил человека, то развитие человека на основе труда считалось продолжением творения Бога. Труд является средством воспитания самого человека, который только с труда становится мыслящим человеком. А когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда. Тем самым он может найти свой путь к самосовершенствованию. Таким образом, труд занимает центральное место в учении и практике Ислама. В ходе исследования мы выявили, что в Исламе проповедуется идея приобщения человека к активному созиданию жизни. Общество, как известно, немыслимо без труда и без производства материальных благ, так как «кроме молитвы люди должны заниматься трудом, ибо жить за счёт чужого труда грешно». «Тот, кто не трудится, - не встречается с трудностями, не встретившись с трудностями, - он забывает Бога». Поэтому такой человек сбивается с пути (тариката). Следовательно, богоугодные деяния также связаны с трудом.
Пророк Мухаммад говорил, что «творящий - любимец Аллаха». Отсюда видно, что в основе учения Ислама лежит именно учение о труде, о созидательном и сознательном труде. По Исламу, для занятия честным трудом необходимо соблюдать следующие правила:
- «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;
- ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;
- ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;
- с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;
- в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.
По Исламу воспитание в труде - это, прежде всего «воспитание любви к труду», при этом в проводится сравнение, что это то же самое, что поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому, сущему, прекрасному, ведь если не поработать во благо людей, красоты, то, как же их можно полюбить. Труд - это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические задачи и цели сводятся к одному - к труду. Одна из главных целей Ислама - привитие человеку любви к труду. Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, общеизвестно, что умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. В Священной книге мусульман Коране есть высказывание о том, что «нужно сочетать оба вида труда, развивать как (раас) голову, так и (аядин) руки». Согласно Исламу человеку нужно привить любовь к «будничной работе». И эта подготовка, т.е. подготовка к труду, сказано в Коране, должна проводиться по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из них является сознание, мысль, духовная жизнь. Человек должен понимать, что и для чего он делает. Труд перестаёт быть обыденным, банальным, скучным, он начинается с замысла, с мысли, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Человек должен научиться переживать радость труда, понимать его значение. Ведь, там, где труд, там и слово Бога воспитателя, там размышление о величии труда, там его осмысление. Трудовое воспитание - это отличительная черта Ислама.
В Исламе труд имеет две стороны - личную, индивидуальную и общественную. Вполне естественно, говорят исламские источники, что труд должен приносить удовольствие, через создание каких-то ценностей, чего-то такого, чем можно пользоваться. В меру своих возможностей человек создаёт себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным. Поэтому Исламом предусмотрено следующее, на наш взгляд очень важное положение. Часть произведенного или накопленного посредством своего труда, человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, в его благо. Это, прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни.
Согласно Исламу без труда, во всей его сложности и многогранности, человека очень сложно воспитать, так как отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. При этом любовь к труду, то есть трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий.