Главный прием - олицетворение. Кроме того, Москва награждена множеством эпитетов: «матушка-Москва», «город чудный, город древний», «град срединный, град сердечный, коренной России град». Старославянская форма «град» в конце стихотворения придает торжественность образу Москвы. Другие примеры высокой лексики: «палаты», «хартия», «велик и знаменит», «на... церквах», «златую шапку», «у святых в Кремле ворот», «ты не гнула крепкой выи», «мученик», «белокаменная», «»бурнопламенная», «процветай лее славой вечной», «храмы».
Метафоры («опоясан лентой пашен»), сравнения («ты, как хартия, развит», «ты, как мученик, горела»), эпитеты («исполинскою рукою, «у святых.., ворот») придают выразительность, зримость, размах образу Москвы.
Свою «Песню» поэт прямо не характеризует, а называет через отрицание: «не веселой», «нерадостной», противопоставляя песню о поражении «песням победы». В песне нашли отражение события одиннадцати месяцев героической обороны Севастополя.
Эти события показали единение всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый», и «мужик», и «красавицы наши». Известно, например, имя одной из первых сестер милосердия (раньше такого понятия в русской армии не было) - Даши Севастопольской.
В «Песне» встречаются многочисленные анафоры, повторы. Они играют роль стилизации под народную песню; подчеркивают, выделяют особенно значимые мысли: «А и так победили» (читай - получили отпор); перечисляют события героической обороны. Последняя строфа почти повторяет первую, изменены лишь некоторые слова первых двух строк: «Не веселую, братцы, вам песню спою, / Не могучую песню победы...» - «Пусть не радостна песня, что я вам пою,/Да не хуже той песни победы...». Но значение последней строфы другое: она прославляет героев, ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд продолжает череду отважных защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать».
Метафоры («опоясан лентой пашен»), сравнения («ты, как хартия, развит», «ты, как мученик, горела»), эпитеты («исполинскою рукою, «у святых.., ворот») придают выразительность, зримость, размах образу Москвы.
Эти события показали единение всего народа в защите родной страны. На бой шли и «помещик богатый», и «мужик», и «красавицы наши». Известно, например, имя одной из первых сестер милосердия (раньше такого понятия в русской армии не было) - Даши Севастопольской.
В «Песне» встречаются многочисленные анафоры, повторы. Они играют роль стилизации под народную песню; подчеркивают, выделяют особенно значимые мысли: «А и так победили» (читай - получили отпор); перечисляют события героической обороны. Последняя строфа почти повторяет первую, изменены лишь некоторые слова первых двух строк: «Не веселую, братцы, вам песню спою, / Не могучую песню победы...» - «Пусть не радостна песня, что я вам пою,/Да не хуже той песни победы...». Но значение последней строфы другое: она прославляет героев, ставит их в один ряд с героями Бородинского боя, с героями Очакова. Этот ряд продолжает череду отважных защитников родины, которые никогда не переводились на Руси: «богатырская рать».