Перемещение звуков интервала таким образом, что верхний звук становится нижним, а нижний — верхним, называется обращением интервала. Обратите внимание на то, как происходит перемещение звуков. Возможны
Перенос нижнего звука (основания) вверх на октаву;
Перенос верхнего звука (вершины) на октаву вниз.
В результате таких изменений образуется новый интервал. Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные. Только октава остаётся октавой, как бы мы не переставляли звуки. У неё нет обращения.
Если сложить вместе интервал и его обращение, всегда получится октава.
На рисунке вы можете увидеть оба обращения интервалов:
В первом такте показан перенос основания интервала на октаву вверх. До обращения интервала основанием была нота «до», а вершиной — нота «фа». После обращения всё стало наоборот: в основании — нота «фа», а вершина — нота «до».
Второй такт показывает обращение интервала путём переноса вершины на октаву вниз. До обращения основанием интервала была нота «до», а вершиной — нота «ми». После обращения всё поменялось местами: основание — нота «ми», а вершина — нота «до».
На рисунках видно, что в сумме интервал и его обращение дают ровно октаву. В первом случае от «до» до «до», во втором — от «ми» до «ми».
Объяснение:
Обращение интервалов
Перемещение звуков интервала таким образом, что верхний звук становится нижним, а нижний — верхним, называется обращением интервала. Обратите внимание на то, как происходит перемещение звуков. Возможны
Перенос нижнего звука (основания) вверх на октаву;
Перенос верхнего звука (вершины) на октаву вниз.
В результате таких изменений образуется новый интервал. Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные. Только октава остаётся октавой, как бы мы не переставляли звуки. У неё нет обращения.
Если сложить вместе интервал и его обращение, всегда получится октава.
На рисунке вы можете увидеть оба обращения интервалов:
В первом такте показан перенос основания интервала на октаву вверх. До обращения интервала основанием была нота «до», а вершиной — нота «фа». После обращения всё стало наоборот: в основании — нота «фа», а вершина — нота «до».
Второй такт показывает обращение интервала путём переноса вершины на октаву вниз. До обращения основанием интервала была нота «до», а вершиной — нота «ми». После обращения всё поменялось местами: основание — нота «ми», а вершина — нота «до».
На рисунках видно, что в сумме интервал и его обращение дают ровно октаву. В первом случае от «до» до «до», во втором — от «ми» до «ми».