Калык Акиев (1883—1953) — акын-импровизатор, комузист, народный артист Киргизской ССР (1939), член Союза писателей СССР (1938). Родился в аиле Кулжыгач Жумгальского уезда Тянь-Шаньской волости (ныне Нарынская область). Отец его Акы занимался охотой и ремесленничеством. Калык рано увлекся пением и в 18 лет был уже известен в округе как акынБольшим событием в жизни Калыка Акиева стало участие в 1919 г. в городе Верном (Алматы) в первом съезде Туркестанской республики в качестве делегата. На торжественном концерте он выступил с песней «Приветствие съезду» («Съездге куттуктоо»).В 1923 г. в Алматы проходил праздник батрацкого союза «Кошчу», на котором Калык был акыном-глашатаем (жарчы). Выполняя роль ведущего, он, согласно традиции народного праздничного церемониала, пел приветственные песни «саламдашуу ыры» и «куттуктоо ыры».
Калык Акиев изучил алфавит (сначала арабский, затем латинский) и, как он сам говорил, в возрасте 45 лет впервые взял в руки перо. Он самостоятельно записал все свои стихи — в 1930-е годы три его поэтических сборника вышли в свет.
В 1936 г. вместе с другими народными музыкантами и певцами Калык перешел из Кыргызского государственного музыкально-драматического театра во вновь организованную Кыргосфилармонию и играл в оркестре народных кыргызских инструментов под управлением П. Шубина.
Древнерусское княжество на Таманском полуострове с центром в г.Тмутаракань. Существовало в X-XII веках.
Появление на Таманском полуострове восточнославянского населения связано с походами князя Игоря (944 г.) на Византию и князя Святослава (965 г.) на ясов (аланов) и касогов (адыгов), хотя проникновение восточных славян на Кавказ и в прилегающие к нему районы началось значительно раньше: персидские историки упоминают о появлении русов на Каспийском море около 880 года, затем в 909 и 910 годах. В 913-914 годах русы вновь появились на Каспии на 500 судах, по 100 человек в каждом. Миновав Дагестан, они обосновались на одном из островов близ Баку и несколько месяцев господствовали на море. В это же время другой отряд русов высадился на юго-восточном берегу Каспия близ Ферахабада. Он взял большую добычу, но, возвращаясь домой, около устьев Волги был разбит хазарами. Эта неудача на Волге побудила Русь в 944-945 годах выбрать другой путь для похода на Кавказ. По Черному морю русы направились вдоль Кавказского побережья, а затем сушей к северу от Кавказского хребта вышли к Дербенту. Во время похода был взят крупный и богатый город Бердаа. Видимо с походом 944-945 гг. следует связывать появление славянского населения в Тмутаракани (Таматархе).
В 988 году киевский князь Владимир отправил в Тмутаракань на княжение своего сына Мстислава, который проправил до 1036 года. Поначалу население прилегавших к Тмутаракани районов Северо-Западного Кавказа, в частности адыги, находились в даннических отношениях с тмутараканскими князьями. Имели место и военные столкновения. В 1022 году произошел поединок князя Мстислава с касожским (адыгским) князем Редедей, закончившийся поражением и гибелью последнего. В последующие годы отношения между северокавказским населением и русскими были большей частью мирные, союзнические. В самой Тмутаракани жили адыги, аланы и представители других племен и народов. Их внешняя торговля шла через этот город, расположенный на берегу прекрасной гавани.
С 60-х годов XI века Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. С конца 70-х годов XI века Тмутаракань оказалась прибежищем русских князей, потерпевших поражение в междоусобной борьбе. В 1077 году туда бежал Борис Вячеславович, а в 1078 году Олег Святославович. Летом - осенью 1078 года они, наняв в Тмутаракани половцев, отправились на Русь отстаивать свои права на Черниговское княжество. Борис в этой борьбе погиб, а Олег вынужден был вернуться в Тмутаракань к своему брату Роману.
В 1079 году Роман с половцами двинулся на Русь, но киевский князь Всеволод Ярославич сумел подкупить кочевников и заключить с ними мир. На обратном пути половцы убили Романа. Олега, по проискам Всеволода Ярославича, в Тмутаракани захватили хазары и отправили в ссылку в Византию под надзор византийских родственников киевского князя. В Тмутаракани стал править посадник Всеволода Ратибор. Однако в 1081 году князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич бежали в Тмутаракань и "яста Ратибора, и седоста Тмютороканю".
В 1081 году в Византии к власти пришел Алексей I Комнин и в поисках любых мер по империи от врагов. Он отозвал Олега с острова Родос, женил его на представительнице знатного византийского рода Феофании Музалон. В 1083 году с византийского флота Олег вернулся в Тмутаракань, наказал хазар, замешанных в заговоре 1079 года, а Давыда и Володаря отпустил на Русь. Византия не зря оказала услугу Олегу, так как была заинтересована в тмутараканской нефти, являвшейся одним из компонентов грозного оружия - "греческого огня". Олег правил в Тмутаракани до 1094 года, когда он стал Черниговским князем. Кто княжил в Тмутаракани после Олега, трудно сказать. Известно, что после смерти Олега в 1115 году Тмутаракань оставалась русским городом и лишь позднее перешла под власть Византии, а княжество прекратило свое существование.
В XIII веке Тмутаракань (уже под названием Матраха или Матрика) стала резиденцией зихского (адыгского) князя и находилась под властью адыгов до начала XV века. В 1419 году после бракосочетания генуэзца Гизольфи с дочерью черкесского (адыгского) князя Биха-ханум Матрега стала феодом фамилии Гизольфи. В 1457 году адыги во главе со своим князем Кадибельди восстали против генуэзцев и захватили замок властителя Матреги Закария Гизольфи, но восстание было подавлено. После разгрома Османской империей в 1475 году генуэзских колоний в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в Матреге, как и в других городах этого региона, появился турецкий гарнизон.
Калык Акиев (1883—1953) — акын-импровизатор, комузист, народный артист Киргизской ССР (1939), член Союза писателей СССР (1938). Родился в аиле Кулжыгач Жумгальского уезда Тянь-Шаньской волости (ныне Нарынская область). Отец его Акы занимался охотой и ремесленничеством. Калык рано увлекся пением и в 18 лет был уже известен в округе как акынБольшим событием в жизни Калыка Акиева стало участие в 1919 г. в городе Верном (Алматы) в первом съезде Туркестанской республики в качестве делегата. На торжественном концерте он выступил с песней «Приветствие съезду» («Съездге куттуктоо»).В 1923 г. в Алматы проходил праздник батрацкого союза «Кошчу», на котором Калык был акыном-глашатаем (жарчы). Выполняя роль ведущего, он, согласно традиции народного праздничного церемониала, пел приветственные песни «саламдашуу ыры» и «куттуктоо ыры».
Калык Акиев изучил алфавит (сначала арабский, затем латинский) и, как он сам говорил, в возрасте 45 лет впервые взял в руки перо. Он самостоятельно записал все свои стихи — в 1930-е годы три его поэтических сборника вышли в свет.
В 1936 г. вместе с другими народными музыкантами и певцами Калык перешел из Кыргызского государственного музыкально-драматического театра во вновь организованную Кыргосфилармонию и играл в оркестре народных кыргызских инструментов под управлением П. Шубина.
Древнерусское княжество на Таманском полуострове с центром в г.Тмутаракань. Существовало в X-XII веках.
Появление на Таманском полуострове восточнославянского населения связано с походами князя Игоря (944 г.) на Византию и князя Святослава (965 г.) на ясов (аланов) и касогов (адыгов), хотя проникновение восточных славян на Кавказ и в прилегающие к нему районы началось значительно раньше: персидские историки упоминают о появлении русов на Каспийском море около 880 года, затем в 909 и 910 годах. В 913-914 годах русы вновь появились на Каспии на 500 судах, по 100 человек в каждом. Миновав Дагестан, они обосновались на одном из островов близ Баку и несколько месяцев господствовали на море. В это же время другой отряд русов высадился на юго-восточном берегу Каспия близ Ферахабада. Он взял большую добычу, но, возвращаясь домой, около устьев Волги был разбит хазарами. Эта неудача на Волге побудила Русь в 944-945 годах выбрать другой путь для похода на Кавказ. По Черному морю русы направились вдоль Кавказского побережья, а затем сушей к северу от Кавказского хребта вышли к Дербенту. Во время похода был взят крупный и богатый город Бердаа. Видимо с походом 944-945 гг. следует связывать появление славянского населения в Тмутаракани (Таматархе).
В 988 году киевский князь Владимир отправил в Тмутаракань на княжение своего сына Мстислава, который проправил до 1036 года. Поначалу население прилегавших к Тмутаракани районов Северо-Западного Кавказа, в частности адыги, находились в даннических отношениях с тмутараканскими князьями. Имели место и военные столкновения. В 1022 году произошел поединок князя Мстислава с касожским (адыгским) князем Редедей, закончившийся поражением и гибелью последнего. В последующие годы отношения между северокавказским населением и русскими были большей частью мирные, союзнические. В самой Тмутаракани жили адыги, аланы и представители других племен и народов. Их внешняя торговля шла через этот город, расположенный на берегу прекрасной гавани.
С 60-х годов XI века Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. С конца 70-х годов XI века Тмутаракань оказалась прибежищем русских князей, потерпевших поражение в междоусобной борьбе. В 1077 году туда бежал Борис Вячеславович, а в 1078 году Олег Святославович. Летом - осенью 1078 года они, наняв в Тмутаракани половцев, отправились на Русь отстаивать свои права на Черниговское княжество. Борис в этой борьбе погиб, а Олег вынужден был вернуться в Тмутаракань к своему брату Роману.
В 1079 году Роман с половцами двинулся на Русь, но киевский князь Всеволод Ярославич сумел подкупить кочевников и заключить с ними мир. На обратном пути половцы убили Романа. Олега, по проискам Всеволода Ярославича, в Тмутаракани захватили хазары и отправили в ссылку в Византию под надзор византийских родственников киевского князя. В Тмутаракани стал править посадник Всеволода Ратибор. Однако в 1081 году князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич бежали в Тмутаракань и "яста Ратибора, и седоста Тмютороканю".
В 1081 году в Византии к власти пришел Алексей I Комнин и в поисках любых мер по империи от врагов. Он отозвал Олега с острова Родос, женил его на представительнице знатного византийского рода Феофании Музалон. В 1083 году с византийского флота Олег вернулся в Тмутаракань, наказал хазар, замешанных в заговоре 1079 года, а Давыда и Володаря отпустил на Русь. Византия не зря оказала услугу Олегу, так как была заинтересована в тмутараканской нефти, являвшейся одним из компонентов грозного оружия - "греческого огня". Олег правил в Тмутаракани до 1094 года, когда он стал Черниговским князем. Кто княжил в Тмутаракани после Олега, трудно сказать. Известно, что после смерти Олега в 1115 году Тмутаракань оставалась русским городом и лишь позднее перешла под власть Византии, а княжество прекратило свое существование.
В XIII веке Тмутаракань (уже под названием Матраха или Матрика) стала резиденцией зихского (адыгского) князя и находилась под властью адыгов до начала XV века. В 1419 году после бракосочетания генуэзца Гизольфи с дочерью черкесского (адыгского) князя Биха-ханум Матрега стала феодом фамилии Гизольфи. В 1457 году адыги во главе со своим князем Кадибельди восстали против генуэзцев и захватили замок властителя Матреги Закария Гизольфи, но восстание было подавлено. После разгрома Османской империей в 1475 году генуэзских колоний в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в Матреге, как и в других городах этого региона, появился турецкий гарнизон.