Все космогонические гипотезы можно разделить на несколько групп. Согласно одной из них Солнце и все тела Солнечной системы: планеты, спутники, астероиды, кометы и метеорные тела - образовались из единого газовопылевого, или пылевого облака. Согласно второй Солнце и его семейство имеют различное происхождение, так что Солнце образовалось из одного газовопылевого облака (туманности, глобулы), а остальные небесные тела Солнечной системы - из другого облака, которое было захвачено каким-то, не совсем понятным, образом Солнцем на свою орбиту и разделилось каким-то, еще более непонятным образом на множество самых различных тел (планет, их спутников, астероидов, комет и метеорных тел), имеющих самые различные характеристики: массу, плотность, эксцентриситет, направление обращения по орбите и направление вращения вокруг своей оси, наклонение орбиты к плоскости экватора Солнца (или эклиптики) и наклон плоскости экватора к плоскости своей орбиты. Девять больших планет обращаются вокруг Солнца по эллипсам (мало отличающимся от окружностей) почти в одной плоскости. В порядке удаления от Солнца - это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Кроме них в Солнечной системе множество малых планет (астероидов), большинство которых движется между орбитами Марса и Юпитера. Пространство между планетами заполнено крайне разреженным газом и космической пылью. Его пронизывают электромагнитные излучения. Солнце в 109 раз больше Земли по диаметру и примерно в 333 000 раз массивнее Земли. Масса всех планет составляет всего лишь около 0,1% от массы Солнца, поэтому оно силой своего притяжения управляет движением всех членов Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет Конфигурациями планет называют некоторые характернее взаимные расположения планет, Земли и Солнца. Условия видимости планет с Земли резко различаются для планет внутренних (Венера и Меркурий), орбиты которых лежат внутри земной орбиты, и для планет внешних (все остальные). Внутренняя планета может оказаться между Землей и Солнцем или за Солнцем. В таких положениях планета невидима, так как теряется в лучах Солнца. Эти положения называются соединениями планеты с Солнцем. В нижнем соединении планета ближе всего к Земле, а в верхнем соединении она от нас дальше всего. Синодические периоды обращения планет и их связь с сидерическими периодами Период обращения планет вокруг Солнца по отношению к звездам называется звездным или сидерическим периодом. Чем ближе планета к Солнцу, тем больше ее линейная и угловая скорости и короче звездный период обращения вокруг Солнца.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор и экран, спектроскоп, лампа накаливания, набор по флюоресценции, УФ-лампа, высоковольтный преобразователь, набор спектральных трубок.
Тип урока: Урок-лекция
Цели урока:
образовательные: сформировать представление о том, как происходит излучение света, познакомить с различными видами источников света, объяснить природу линейчатого полосатого и сплошного спектров, суть спектрального анализа.
развивающие: развитие логического мышления (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация), формирование мировоззрения, развитие познавательной активности
воспитательные: развитие коммуникационных компетенций и умения работать в группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Ход урока
В начале урока учащимся предлагается решить задачу
Лампа дневного света не может вызвать ожога, поэтому рассказ кассира неправдоподобен.
Мы привыкли к тому, что свет излучают раскалённые тела. Хотя существует много холодных источников света. Сегодня на уроке мы узнаем, откуда берётся свет? Почему такая раскалённая лампа накаливания и не горячая лампа дневного света? Какие ещё бывают источники света? Как узнать химический состав Солнца и звёзд, находясь на Земле?
Для того чтобы разобраться, как происходит излучение света атомом, рассмотрим строение самого простого атома - атома водорода.
(Изложение темы на фоне слайда №5; -щелчок мыши)
Атом водорода состоит из ядра и одного электрона, вращающегося вокруг ядра. Обычно электрон находится на первой орбите. Согласно постулатам Бора, орбит у электрона несколько. На нашем рисунке их четыре, на самом деле несколько больше. Электрону на каждой орбите соответствует определённая энергия. Минимальной энергией обладает электрон, находясь на первой орбите -13,6эВ, на второй энергия больше -3,42эВ, энергия электрона на третьей орбите -1,51эВ, на четвёртой -0,85эВ. 0эВ -такую энергию электрон атома водорода может приобрести, получив энергию13,6эВ. В этом случае электрон отрывается от ядра и становится свободным, превращая атом в положительно заряженный ион.
Если электрон находится на 1 орбите, такое состояние с минимальной энергией называется @ основным. Электрон в основном состоянии может находиться сколь угодно долго. Если электрон находится на любой другой орбите, то такое состояние называется возбуждённым. Электрон не может долго находиться в возбуждённом состоянии. Он возвращается в основное состояние и излучает квант. Энергия излучённого кванта равна разности энергий электрона на предыдущей и последующей орбитах.
Задача: Пусть электрон находится на четвёртой орбите. Какое максимальное количество квантов он может излучить, возвращаясь в основное состояние? Чему равна энергия каждого излучённого кванта? Какие ещё возможны варианты перехода в основное состояние?
Сделаем вывод. Что нужно сделать, чтобы атом мог излучать э-м волны?
В зависимости то того, за счёт какой энергии возбуждаются атомы, существуют различные источники света.
(слайд №6)
Источники света бывают горячими и холодными, холодное свечение называется люминесценцией.
Все космогонические гипотезы можно разделить на несколько групп. Согласно одной из них Солнце и все тела Солнечной системы: планеты, спутники, астероиды, кометы и метеорные тела - образовались из единого газовопылевого, или пылевого облака. Согласно второй Солнце и его семейство имеют различное происхождение, так что Солнце образовалось из одного газовопылевого облака (туманности, глобулы), а остальные небесные тела Солнечной системы - из другого облака, которое было захвачено каким-то, не совсем понятным, образом Солнцем на свою орбиту и разделилось каким-то, еще более непонятным образом на множество самых различных тел (планет, их спутников, астероидов, комет и метеорных тел), имеющих самые различные характеристики: массу, плотность, эксцентриситет, направление обращения по орбите и направление вращения вокруг своей оси, наклонение орбиты к плоскости экватора Солнца (или эклиптики) и наклон плоскости экватора к плоскости своей орбиты. Девять больших планет обращаются вокруг Солнца по эллипсам (мало отличающимся от окружностей) почти в одной плоскости. В порядке удаления от Солнца - это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Кроме них в Солнечной системе множество малых планет (астероидов), большинство которых движется между орбитами Марса и Юпитера. Пространство между планетами заполнено крайне разреженным газом и космической пылью. Его пронизывают электромагнитные излучения. Солнце в 109 раз больше Земли по диаметру и примерно в 333 000 раз массивнее Земли. Масса всех планет составляет всего лишь около 0,1% от массы Солнца, поэтому оно силой своего притяжения управляет движением всех членов Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет Конфигурациями планет называют некоторые характернее взаимные расположения планет, Земли и Солнца. Условия видимости планет с Земли резко различаются для планет внутренних (Венера и Меркурий), орбиты которых лежат внутри земной орбиты, и для планет внешних (все остальные). Внутренняя планета может оказаться между Землей и Солнцем или за Солнцем. В таких положениях планета невидима, так как теряется в лучах Солнца. Эти положения называются соединениями планеты с Солнцем. В нижнем соединении планета ближе всего к Земле, а в верхнем соединении она от нас дальше всего. Синодические периоды обращения планет и их связь с сидерическими периодами Период обращения планет вокруг Солнца по отношению к звездам называется звездным или сидерическим периодом. Чем ближе планета к Солнцу, тем больше ее линейная и угловая скорости и короче звездный период обращения вокруг Солнца.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор и экран, спектроскоп, лампа накаливания, набор по флюоресценции, УФ-лампа, высоковольтный преобразователь, набор спектральных трубок.
Тип урока: Урок-лекция
Цели урока:
образовательные: сформировать представление о том, как происходит излучение света, познакомить с различными видами источников света, объяснить природу линейчатого полосатого и сплошного спектров, суть спектрального анализа.
развивающие: развитие логического мышления (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация), формирование мировоззрения, развитие познавательной активности
воспитательные: развитие коммуникационных компетенций и умения работать в группах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Ход урока
В начале урока учащимся предлагается решить задачу
Лампа дневного света не может вызвать ожога, поэтому рассказ кассира неправдоподобен.
Мы привыкли к тому, что свет излучают раскалённые тела. Хотя существует много холодных источников света. Сегодня на уроке мы узнаем, откуда берётся свет? Почему такая раскалённая лампа накаливания и не горячая лампа дневного света? Какие ещё бывают источники света? Как узнать химический состав Солнца и звёзд, находясь на Земле?
Тема урока: (слайд №2)
Изучать новую тему будем по плану: (слайд №3)
Вспомним постулаты Бора, изученные на уроке (учащиеся излагают суть постулатов). Подводим итог: (слайд №4)
Для того чтобы разобраться, как происходит излучение света атомом, рассмотрим строение самого простого атома - атома водорода.
(Изложение темы на фоне слайда №5; -щелчок мыши)
Атом водорода состоит из ядра и одного электрона, вращающегося вокруг ядра. Обычно электрон находится на первой орбите. Согласно постулатам Бора, орбит у электрона несколько. На нашем рисунке их четыре, на самом деле несколько больше. Электрону на каждой орбите соответствует определённая энергия. Минимальной энергией обладает электрон, находясь на первой орбите -13,6эВ, на второй энергия больше -3,42эВ, энергия электрона на третьей орбите -1,51эВ, на четвёртой -0,85эВ. 0эВ -такую энергию электрон атома водорода может приобрести, получив энергию13,6эВ. В этом случае электрон отрывается от ядра и становится свободным, превращая атом в положительно заряженный ион.
Если электрон находится на 1 орбите, такое состояние с минимальной энергией называется @ основным. Электрон в основном состоянии может находиться сколь угодно долго. Если электрон находится на любой другой орбите, то такое состояние называется возбуждённым. Электрон не может долго находиться в возбуждённом состоянии. Он возвращается в основное состояние и излучает квант. Энергия излучённого кванта равна разности энергий электрона на предыдущей и последующей орбитах.
Задача: Пусть электрон находится на четвёртой орбите. Какое максимальное количество квантов он может излучить, возвращаясь в основное состояние? Чему равна энергия каждого излучённого кванта? Какие ещё возможны варианты перехода в основное состояние?
Сделаем вывод. Что нужно сделать, чтобы атом мог излучать э-м волны?
В зависимости то того, за счёт какой энергии возбуждаются атомы, существуют различные источники света.
(слайд №6)
Источники света бывают горячими и холодными, холодное свечение называется люминесценцией.