Zahiriddin Muhammad Bobur: harbiy rahbar, siyosatchi, shoir
Zaxiriddin Bobur Zaxiriddin Muhammad Boburning nomi O'zbekiston tarixida Jaloddin Manguberdi, Amir Temur, Ulug'bek, Alisher Navoiy singari siyosat va harbiy ishlar arboblari bilan bir qatorda turadi. Hindistonda Boburiylar imperiyasini yaratgan temuriylar shahzodasi (G'arb manbalarida "Buyuk Mug'allar imperiyasi") o'z vatanining sadoqatli o'g'li edi va uning hayoti oxirigacha kurashdi.
Bobur Temuriylar knyazi Umarsheyx - 1483 yilda Farg'ona viloyati hukmdori oilasida tug'ilgan. 12 yoshida otasining fojiali o'limi natijasida u yangi hukmdorga aylanadi va Maverannaxrda hokimiyat uchun qattiq kurashga kirishadi. 1494-1496 yillarda, hali o'spirinlik paytida, u Samarqand uchun janglarda qatnashgan va Boburning keyingi taqdiriga ulkan ta'sir ko'rsatgan o'zining eng kuchli dushmani Shayboniyxon bilan birinchi marta jang maydonida uchrashgan.
Bobur umrining katta qismini harbiy yurishlar va janglarda o'tkazgan. U turli xil Maverannaxr mintaqalarini birlashtirishga va Temuriylarning yangi buyuk davlatini yaratishga muvaffaq bo'lmadi. Uning orzulari 1526 yilda o'z qo'shinlari bilan borgan Hindistonda amalga oshishi kerak edi. Bobur Hindistonda 300 yil davom etgan buyuk Mo'g'ullar imperiyasining asosini yaratishga muvaffaq bo'ldi. Uning g'oyalari xalqlarning uyg'unligini o'rnatishni, shuningdek, aholining barcha qatlamlarida ta'limni joriy qilishni targ'ib qildi.
Beuburg o'zining harbiy va siyosiy faoliyati bilan bir qatorda buyuk shoir edi, uning ruboiylari (lirik to'rtliklar) bugungi kunda ko'pchilikni hayratga soladi va ilhomlantiradi. Jahon adabiyotidagi eng taniqli sharqona asarlardan biri "Bobur-nom" unga tegishli.
"Bobur-name" - bu Boburning o'zi yozgan bitta asarda to'plangan, butun hayoti davomida saqlagan shaxsiy kundaliklari. "Bobur-name" nafaqat muallifning shaxsiy hayotini tavsiflash, balki Bobur tashrif buyurgan o'sha mintaqalar tarixi, madaniyati, xalqlarining kundalik hayoti, o'simlik va hayvonot dunyosini o'rganish uchun qimmatli manbadir.
Bobur o'z davrining buyuk insonlaridan biri edi. Sharq tarixidagi eng qudratli imperiyalardan birini yaratib, u baribir qalbida Vatanining otashin vatanparvari bo'lib qoldi va umrining oxirigacha ona shahri Andijon bilan diplomatik va do'stona aloqalar o'rnatishga intildi.
Bugun andijonliklar Zahiriddin Muhammad Bobur nomini faxr bilan tilga olishadi va uning xotirasini ulug'laydilar. Shaharda Boburga bag'ishlangan yodgorlik, shuningdek bizning davrimizgacha etib kelgan Bobur uyi mavjud.
Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно.
Платон. Государство.[139]
Существует ли какая-то особая моральная проблема нашего времени? Разве моральная проблема не одна и та же для всех времен и народов? Да, это так, и, тем не менее, каждая культура имеет свои моральные проблемы, порожденные ее особой структурой, хотя эти частные проблемы являются только различными гранями моральных проблем человека. Каждую такую отдельную грань можно понять только в связи с основной и всеобщей проблемой человека. В этой заключительной главе я хочу уделить особое внимание одному специфическому аспекту общей моральной проблемы, отчасти потому, что это решающая проблема с психологической точки зрения, и отчасти потому, что мы склонны обходить ее вниманием, поддавшись иллюзии, что эта проблема, — отношения человека к силе и власти, — уже решена.
Отношение человека к силе коренится в самих условиях его существования. Как физические существа, мы подвластны силе — силе природы и силе человека. Физическая сила может лишить нас свободы и убить нас. В состоянии ли мы сопротивляться и побеждать, это зависит от таких побочных факторов, как наша собственная физическая сила и сила наших средств борьбы. А вот наш ум не зависит напрямую от власти силы. Сила не властна отменить истину, которую мы познали, и идеи, в которые мы верим. Сила и разум существует в разных плоскостях, и силе никогда не опровергнуть истину.
Означает ли это, что человек свободен, даже если рожден в оковах? Означает ли это, что дух раба может быть так же свободен, как дух его господина, как утверждали св. Павел и Лютер? Если бы дело обстояло так, это в громадной степени упростило бы проблему человеческого существования. Но это утверждение не считается с тем фактом, что идеи и истина не существуют вне человека и независимо от него, что ум человека подвержен влиянию его тела, а душевное состояние — влиянию его физического и социального существования. Человек познать истину и любить, но если он — не только его тело, а вся его личность — подвергается угрозе превосходящей его силы, если он становится бес и испуганным, это наносит вред его уму, его действия становятся судорожными и парализуются. Парализующее воздействие силы покоится не только на страхе, ею порождаемом, но и на скрытом обещании — обещании, что те, кто обладают силой, могут защитить и позаботиться о «слабых», подчинившихся силе, что сильные могут освободить человека от бремени неуверенности и ответственности за самого себя, гарантируя порядок и отводя индивиду в этом порядке место, дающее ему чувство безопасности.
Подчинение человека этой комбинации угрозы и обещания означает его действительное «падение». Подчиняясь силе-господству, он лишается своей силы-потенции. Он лишается своей силы использовать все те , которые делают его по-настоящему человечным; его разум перестает действовать; он может совершать умственные операции, манипулировать вещами и самим собой, но он принимает за истину то, что властвующие над ним называют истиной. Он лишается своей силы любить, ибо его чувства взяты в оковы теми, от кого он зависит. Он лишается своего морального чувства, ибо невозможность подвергать сомнению и критиковать этих сильных сделала бессмысленной его моральную оценку кого бы то ни было и чего бы то ни было. Он — жертва суеверия и предрассудка, ибо он не распознать действительное значение тех предпосылок, на которых покоятся такие ложные верования. Его собственный голос не может позвать его обратно к себе самому, поскольку он перестал слышать его, поглощенный слушанием голосов тех, кто имеет над ним власть. Только свобода является необходимым условием как счастья, так и добродетели; свобода не в смысле возможности делать произвольный выбор и не в смысле свободы от необходимости, а свобода реализовать то, что потенциально заключено в человеке, выявить истинную природу человека согласно законам его существования.
Zahiriddin Muhammad Bobur: harbiy rahbar, siyosatchi, shoir
Zaxiriddin Bobur Zaxiriddin Muhammad Boburning nomi O'zbekiston tarixida Jaloddin Manguberdi, Amir Temur, Ulug'bek, Alisher Navoiy singari siyosat va harbiy ishlar arboblari bilan bir qatorda turadi. Hindistonda Boburiylar imperiyasini yaratgan temuriylar shahzodasi (G'arb manbalarida "Buyuk Mug'allar imperiyasi") o'z vatanining sadoqatli o'g'li edi va uning hayoti oxirigacha kurashdi.
Bobur Temuriylar knyazi Umarsheyx - 1483 yilda Farg'ona viloyati hukmdori oilasida tug'ilgan. 12 yoshida otasining fojiali o'limi natijasida u yangi hukmdorga aylanadi va Maverannaxrda hokimiyat uchun qattiq kurashga kirishadi. 1494-1496 yillarda, hali o'spirinlik paytida, u Samarqand uchun janglarda qatnashgan va Boburning keyingi taqdiriga ulkan ta'sir ko'rsatgan o'zining eng kuchli dushmani Shayboniyxon bilan birinchi marta jang maydonida uchrashgan.
Bobur umrining katta qismini harbiy yurishlar va janglarda o'tkazgan. U turli xil Maverannaxr mintaqalarini birlashtirishga va Temuriylarning yangi buyuk davlatini yaratishga muvaffaq bo'lmadi. Uning orzulari 1526 yilda o'z qo'shinlari bilan borgan Hindistonda amalga oshishi kerak edi. Bobur Hindistonda 300 yil davom etgan buyuk Mo'g'ullar imperiyasining asosini yaratishga muvaffaq bo'ldi. Uning g'oyalari xalqlarning uyg'unligini o'rnatishni, shuningdek, aholining barcha qatlamlarida ta'limni joriy qilishni targ'ib qildi.
Beuburg o'zining harbiy va siyosiy faoliyati bilan bir qatorda buyuk shoir edi, uning ruboiylari (lirik to'rtliklar) bugungi kunda ko'pchilikni hayratga soladi va ilhomlantiradi. Jahon adabiyotidagi eng taniqli sharqona asarlardan biri "Bobur-nom" unga tegishli.
"Bobur-name" - bu Boburning o'zi yozgan bitta asarda to'plangan, butun hayoti davomida saqlagan shaxsiy kundaliklari. "Bobur-name" nafaqat muallifning shaxsiy hayotini tavsiflash, balki Bobur tashrif buyurgan o'sha mintaqalar tarixi, madaniyati, xalqlarining kundalik hayoti, o'simlik va hayvonot dunyosini o'rganish uchun qimmatli manbadir.
Bobur o'z davrining buyuk insonlaridan biri edi. Sharq tarixidagi eng qudratli imperiyalardan birini yaratib, u baribir qalbida Vatanining otashin vatanparvari bo'lib qoldi va umrining oxirigacha ona shahri Andijon bilan diplomatik va do'stona aloqalar o'rnatishga intildi.
Bugun andijonliklar Zahiriddin Muhammad Bobur nomini faxr bilan tilga olishadi va uning xotirasini ulug'laydilar. Shaharda Boburga bag'ishlangan yodgorlik, shuningdek bizning davrimizgacha etib kelgan Bobur uyi mavjud.
Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно.
Платон. Государство.[139]
Существует ли какая-то особая моральная проблема нашего времени? Разве моральная проблема не одна и та же для всех времен и народов? Да, это так, и, тем не менее, каждая культура имеет свои моральные проблемы, порожденные ее особой структурой, хотя эти частные проблемы являются только различными гранями моральных проблем человека. Каждую такую отдельную грань можно понять только в связи с основной и всеобщей проблемой человека. В этой заключительной главе я хочу уделить особое внимание одному специфическому аспекту общей моральной проблемы, отчасти потому, что это решающая проблема с психологической точки зрения, и отчасти потому, что мы склонны обходить ее вниманием, поддавшись иллюзии, что эта проблема, — отношения человека к силе и власти, — уже решена.
Отношение человека к силе коренится в самих условиях его существования. Как физические существа, мы подвластны силе — силе природы и силе человека. Физическая сила может лишить нас свободы и убить нас. В состоянии ли мы сопротивляться и побеждать, это зависит от таких побочных факторов, как наша собственная физическая сила и сила наших средств борьбы. А вот наш ум не зависит напрямую от власти силы. Сила не властна отменить истину, которую мы познали, и идеи, в которые мы верим. Сила и разум существует в разных плоскостях, и силе никогда не опровергнуть истину.
Означает ли это, что человек свободен, даже если рожден в оковах? Означает ли это, что дух раба может быть так же свободен, как дух его господина, как утверждали св. Павел и Лютер? Если бы дело обстояло так, это в громадной степени упростило бы проблему человеческого существования. Но это утверждение не считается с тем фактом, что идеи и истина не существуют вне человека и независимо от него, что ум человека подвержен влиянию его тела, а душевное состояние — влиянию его физического и социального существования. Человек познать истину и любить, но если он — не только его тело, а вся его личность — подвергается угрозе превосходящей его силы, если он становится бес и испуганным, это наносит вред его уму, его действия становятся судорожными и парализуются. Парализующее воздействие силы покоится не только на страхе, ею порождаемом, но и на скрытом обещании — обещании, что те, кто обладают силой, могут защитить и позаботиться о «слабых», подчинившихся силе, что сильные могут освободить человека от бремени неуверенности и ответственности за самого себя, гарантируя порядок и отводя индивиду в этом порядке место, дающее ему чувство безопасности.
Подчинение человека этой комбинации угрозы и обещания означает его действительное «падение». Подчиняясь силе-господству, он лишается своей силы-потенции. Он лишается своей силы использовать все те , которые делают его по-настоящему человечным; его разум перестает действовать; он может совершать умственные операции, манипулировать вещами и самим собой, но он принимает за истину то, что властвующие над ним называют истиной. Он лишается своей силы любить, ибо его чувства взяты в оковы теми, от кого он зависит. Он лишается своего морального чувства, ибо невозможность подвергать сомнению и критиковать этих сильных сделала бессмысленной его моральную оценку кого бы то ни было и чего бы то ни было. Он — жертва суеверия и предрассудка, ибо он не распознать действительное значение тех предпосылок, на которых покоятся такие ложные верования. Его собственный голос не может позвать его обратно к себе самому, поскольку он перестал слышать его, поглощенный слушанием голосов тех, кто имеет над ним власть. Только свобода является необходимым условием как счастья, так и добродетели; свобода не в смысле возможности делать произвольный выбор и не в смысле свободы от необходимости, а свобода реализовать то, что потенциально заключено в человеке, выявить истинную природу человека согласно законам его существования.