Ф.И. Тютчеву были близки идеи натурфилософии Ф. Шеллинга. С точки зрения Шеллинга вся природа представляет единый разумный организм, оживленный мировой душой, а человек является порождением бессознательного разума природы. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие проявляется лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе.
Поэт воспринимает природу как гармоничное единство, живущее по своим законам, и пытается понять и объяснить в своих произведениях ее душу ( «Не то, что мните вы, природа...»).
Лирика Тютчева объединяет человека и природу, находит параллели в их существовании. Так, в стихотворении «Осенний вечер» поэт сопоставляет пору года и увядание человеческой жизни. Или, например, мысль человеческая и морская волна соединяются в одну «стихию» («Дума за думой, волна за волной...»).
Характерна для поэзии Тютчева и двойственность — две противоположности сопоставляются, часто оказываясь двумя сторонами одной сущности. Примером могут служить стихотворения «О вещая душа моя!..», «Два голоса».
Поэт воспринимает природу как гармоничное единство, живущее по своим законам, и пытается понять и объяснить в своих произведениях ее душу ( «Не то, что мните вы, природа...»).
Лирика Тютчева объединяет человека и природу, находит параллели в их существовании. Так, в стихотворении «Осенний вечер» поэт сопоставляет пору года и увядание человеческой жизни. Или, например, мысль человеческая и морская волна соединяются в одну «стихию» («Дума за думой, волна за волной...»).
Характерна для поэзии Тютчева и двойственность — две противоположности сопоставляются, часто оказываясь двумя сторонами одной сущности. Примером могут служить стихотворения «О вещая душа моя!..», «Два голоса».