Каковы особенности композиции романа? Почему Лермонтов нарушает хронологическую последовательность повествования? С какой целью автор вводит несколько рассказчиков?
Леромонотв отмечает в предисловии своего произведения: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Поэт в своем романе ставит задачу раскрыть душу сложной и противоречивой личности и характера главного героя. Этому замыслу целиком и полностью подчинена композиция произведения. Главное особенность романа — это нарушение хронологии событий, описанных в романе. Если бы эта последовательность не была нарушена, события расположились бы в следующем порядке. Бывший гвардейский офицер Печорин, за что-то переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань, где с ним происходят события, едва не стоившие ему жизни («Тамань»). Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость, где произойдут события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, выйдя в отставку, едет в Персию. По дороге он последний раз встречается с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Нарушив сознательно эту последовательность, Лермонтов, как известно, располагает повести в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — это происходит потому, что автор стремится — постепенно, шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» Печорин описан глазами Максима Максимыча — простого штабс-капитана, человека другого поколения, замечающего странности Печорина, но не способного дать им хотя бы какое-то объяснение. Лермонтову важен взгляд на «исключительную натуру» Печорина со стороны самого простого человека.
В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим о Печорине рассказ проезжего офицера, но и видим героя его глазами. При этом важно, что Печорин и рассказчик — люди одного поколения. Поэтому последний не только видит, но и понимает странности Печорина, чувствует в отношении Печорина к обществу и свое отношение. Лермонтову очень важно подчеркнуть, что в своих взглядах Печорин не одинок.
И, наконец, последние три повести можно было бы назвать «Печорин о Печорине». Это история его жизни, написанная им самим; она дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже после происшедших с ним событий. Писатель стремится выделить, что исповедь Печорина искренняя и самокритичная.
В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим о Печорине рассказ проезжего офицера, но и видим героя его глазами. При этом важно, что Печорин и рассказчик — люди одного поколения. Поэтому последний не только видит, но и понимает странности Печорина, чувствует в отношении Печорина к обществу и свое отношение. Лермонтову очень важно подчеркнуть, что в своих взглядах Печорин не одинок.
И, наконец, последние три повести можно было бы назвать «Печорин о Печорине». Это история его жизни, написанная им самим; она дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже после происшедших с ним событий. Писатель стремится выделить, что исповедь Печорина искренняя и самокритичная.