Окруженный с детства прекрасной природой, Бунин-поэт в первую очередь обращается к пейзажной лирике. Подмечая малейшие нюансы — цветовые, звуковые, — он находит множество новых образов, оттенков. При этом язык его поэзии простой, ясный. Поэт предельно точен в деталях и подробностях.
С годами картины природы наполняются философской проблематикой. Поэта интересует психологическая, религиозная, историческая тематика, и он обращается к истории России, к другим культурам, к образам Древнего Востока, античной Греции, раннего христианства.
В лирике Бунин избегал социальной направленности. В раннем периоде творчества он обращался к острым проблемам, но его интересуют не общественные процессы, а человек, его внутреннее состояние в различных обстоятельствах.
Патриотическая тема в поэзии Бунина — особая. Поэт никогда не прибегает к громким словам, он выражает свое отношение к родине через любование ее природой, людьми. Ему важно понять прошлое страны и важно сохранить ее культурное наследие. Тревога о будущем отчетливо слышна в поздней, предэмигрантской лирике, хотя напрямую о социальных катаклизмах поэт не говорит.
Лексика стихотворения крайне простая, местами даже стилистически сниженная («падаль», «донушко», «глухомань»).
Сразу же обращает на себя внимание сочетание « синий ворон». Это не произвол автора (Бунин крайне отрицательно относился к поэтическим условностям) — поэт таким образом передает нужный ракурс, при котором иссиня-черный цвет птицы под бескрайним степным небом действительно становится синим.
Яркий цветовой эпитет присутствует и во второй строке. А уже начиная с третьей преобладают звуковые образы: мы слышим шум крыльев, шелест кустарника.
В последней строфе создается ощущение заброшенности: вороны здесь, в глухомани, хозяева — «собирают дань».
Стихотворение разбивается на две части. Вначале мы видим картину, описание глазами предполагаемого лирического героя. Две последние строки — как будто высказанная вслух реакция на увиденное. Резкий переход, даже не выделенный синтаксически, делает стихотворение предельно лаконичным. Но перед нашим внутренним взором встает бескрайняя степь, мы ощущаем полную заброшенность, одиночество. И одновременно — умиление автора «сторонушкой»: да, картина безрадостная, но и такая Россия дорога поэту.
С годами картины природы наполняются философской проблематикой. Поэта интересует психологическая, религиозная, историческая тематика, и он обращается к истории России, к другим культурам, к образам Древнего Востока, античной Греции, раннего христианства.
В лирике Бунин избегал социальной направленности. В раннем периоде творчества он обращался к острым проблемам, но его интересуют не общественные процессы, а человек, его внутреннее состояние в различных обстоятельствах.
Патриотическая тема в поэзии Бунина — особая. Поэт никогда не прибегает к громким словам, он выражает свое отношение к родине через любование ее природой, людьми. Ему важно понять прошлое страны и важно сохранить ее культурное наследие. Тревога о будущем отчетливо слышна в поздней, предэмигрантской лирике, хотя напрямую о социальных катаклизмах поэт не говорит.
Рассмотрим стихотворение И.А. Бунина «Степь» (1912):
Синий ворон от падали
Алый клюв поднимет и глядел.
А другие косились и прядали,
А кустарник шумел, шелестел.
Синий ворон пьет глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ли моя, ты, сторонушка,
Вековая моя глухомань!
Лексика стихотворения крайне простая, местами даже стилистически сниженная («падаль», «донушко», «глухомань»).
Сразу же обращает на себя внимание сочетание « синий ворон». Это не произвол автора (Бунин крайне отрицательно относился к поэтическим условностям) — поэт таким образом передает нужный ракурс, при котором иссиня-черный цвет птицы под бескрайним степным небом действительно становится синим.
Яркий цветовой эпитет присутствует и во второй строке. А уже начиная с третьей преобладают звуковые образы: мы слышим шум крыльев, шелест кустарника.
В последней строфе создается ощущение заброшенности: вороны здесь, в глухомани, хозяева — «собирают дань».
Стихотворение разбивается на две части. Вначале мы видим картину, описание глазами предполагаемого лирического героя. Две последние строки — как будто высказанная вслух реакция на увиденное. Резкий переход, даже не выделенный синтаксически, делает стихотворение предельно лаконичным. Но перед нашим внутренним взором встает бескрайняя степь, мы ощущаем полную заброшенность, одиночество. И одновременно — умиление автора «сторонушкой»: да, картина безрадостная, но и такая Россия дорога поэту.