На Руси с давних времен было развито деревянное зодчество. Первые сооружения из камня построили византийские мастера. В 989 князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь. При Ярославе в Киеве был построен Софийский собор, который включал в себя как славянские, так и византийские традиции. В 11-12 вв. Были построены каменные храмы в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Вышгороде.
Внутренне убранство древнерусских соборов отличались изысканностью и богатством. Стены украшались фресками, специальными картинам, написанными водяными красками по сырой штукатурке, а центральный купол украшался мозаикой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Также на Руси было множество искусных ремесленников. Ценилось искусство ювелиров, оружейников, где использовалась очень сложная техника, такая как зернь и скань.
Древнерусское зодчество славилось монументальной архитектурой, куполами из дерева и изяществом зданий. Дома имели форму резных теремов с башнями, состояли из нескольких этажей. Крепости тоже были деревянными. Позже архитектура стала заимствовать идеи в византийской культуре, используя в строительстве камень. Художники на Руси меняют "стиль" изображенного на картинах - творения становятся более "мягкими", соответствующими славянской культуре. Развивается иконопись
Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.
У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.
Внутренне убранство древнерусских соборов отличались изысканностью и богатством. Стены украшались фресками, специальными картинам, написанными водяными красками по сырой штукатурке, а центральный купол украшался мозаикой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Также на Руси было множество искусных ремесленников. Ценилось искусство ювелиров, оружейников, где использовалась очень сложная техника, такая как зернь и скань.
У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.