Бывшие помещичьи крестьяне приобрели личную свободу. Они могли свободно наниматься на работу, уйти в город или заняться промыслами.
Признавалось право собственности помещика на все земли. Исходя из этого крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно, а за повинности, а позже — за выкуп. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между крестьянами и помещиком. В случае невозможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные реформаторами.
В течение первых трех лет реформы составлялись уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне до момента перехода на выкуп переводились на положение временнообязанных.
Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями. Россия была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из них определялись нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый крестьянину надел был больше нормы, то помещик имел право отрезать излишек (так называемые отрезки). И наоборот, если фактический надел крестьянина был меньше нормы, то помещику приходилось прирезать земли.
Помещики постарались установить нормы в своих интересах, и крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. Они получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспечения прожиточного минимума в черноземной полосе нужно было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях — от 6 до 8 десятин.
Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все крестьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников.
Величина выкупа определялась размером капитализированного (приносящего прибыль) оброка из расчета 6 % годовых. Например, если крестьянин платил оброк в размере 10 рублей в год, то величина выкупа для этого крестьянина должна была составлять 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк 166 рублей 66 копеек, помещик получал бы ежегодно 10 рублей, как и прежний оброк, но уже в виде процентов.
Разумеется, мало, кто из крестьян мог сразу выплатить помещику весь выкуп. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы сразу. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали эти 80 % сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % можно было выплатить помещику либо деньгами, либо работой, по договоренности. Кредит государству возвращался в течение 49 лет в форме выкупных платежей с процентами. Сумма этих платежей в итоге намного (почти на 300 %) превышала затраты государства.
По крестьянской реформе 1861 г. крестьянская община и ее выборные органы стали, низшим звеном административного управления, заменив собой помещичье управление. Были определены функции общины, получившей наименование сельское общество, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.
Признавалось право собственности помещика на все земли. Исходя из этого крестьяне наделялись усадебной и полевой землей не безвозмездно, а за повинности, а позже — за выкуп. Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» между крестьянами и помещиком. В случае невозможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные реформаторами.
В течение первых трех лет реформы составлялись уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне до момента перехода на выкуп переводились на положение временнообязанных.
Размеры крестьянских наделов определялись местными положениями. Россия была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из них определялись нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый крестьянину надел был больше нормы, то помещик имел право отрезать излишек (так называемые отрезки). И наоборот, если фактический надел крестьянина был меньше нормы, то помещику приходилось прирезать земли.
Помещики постарались установить нормы в своих интересах, и крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. Они получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспечения прожиточного минимума в черноземной полосе нужно было иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях — от 6 до 8 десятин.
Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все крестьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников.
Величина выкупа определялась размером капитализированного (приносящего прибыль) оброка из расчета 6 % годовых. Например, если крестьянин платил оброк в размере 10 рублей в год, то величина выкупа для этого крестьянина должна была составлять 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк 166 рублей 66 копеек, помещик получал бы ежегодно 10 рублей, как и прежний оброк, но уже в виде процентов.
Разумеется, мало, кто из крестьян мог сразу выплатить помещику весь выкуп. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы сразу. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали эти 80 % сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % можно было выплатить помещику либо деньгами, либо работой, по договоренности. Кредит государству возвращался в течение 49 лет в форме выкупных платежей с процентами. Сумма этих платежей в итоге намного (почти на 300 %) превышала затраты государства.
По крестьянской реформе 1861 г. крестьянская община и ее выборные органы стали, низшим звеном административного управления, заменив собой помещичье управление. Были определены функции общины, получившей наименование сельское общество, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.