В образах Кукшиной и Ситникова Тургенев создает злую карикатуру на мнимые просвещенность и свободомыслие. Ситников, который обязан Базарову своим «перерождением», любит «комфорт жизни». Евдоксия Кукшина — «передовая женщина», «степная помещица», «эмансипе». Для них нигилизм — лишь мода, за которой они скрывают свое убожество. Базаров тяготится их обществом, но говорит о том, что они необходимы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..», т.е. распространять идеи нигилизма.
На фоне Кукшиной и Ситникова более значительным выглядит Базаров. В то же время с помощью этих образов Тургенев демонстрирует, к чему может привести увлечение нигилизмом и каково общественное мнение о нигилистах, если они в большинстве своем такие, как эти «молодые прогрессисты». Кукшина и Ситников косвенно оправдывают отрицательное отношение Кирсанова к новым идеям.
На фоне Кукшиной и Ситникова более значительным выглядит Базаров. В то же время с помощью этих образов Тургенев демонстрирует, к чему может привести увлечение нигилизмом и каково общественное мнение о нигилистах, если они в большинстве своем такие, как эти «молодые прогрессисты». Кукшина и Ситников косвенно оправдывают отрицательное отношение Кирсанова к новым идеям.