Проблема авторства «Слова о полку Игореве» в науке не решена. Найти каких-либо конкретных лиц, причастных к созданию памятника, оказалось невозможным в силу недостаточной доказательности версий. И одной из причин того является такое свойство древнерусской литературы, как анонимность произведений, стремление скрыть авторство. Лишь только очень известные люди, как Владимир Мономах, Кирилл Туровский, митрополит Илларион и некоторые другие государственные и церковные деятели, стали известны и своими литературными трудами. По мнению исследователей, автором мог быть и дружинник, и приближенный Игоря Святославича, и приближенный киевского князя Святослава (он сочувствует и тому и другому). Несомненно, он был книжно образованным человеком. Из текста произведения мы можем судить прежде всего о политических убеждениях автора. Он имеет независимую позицию и является сторонником сильной государственной власти, единения под эгидой великого князя киевского. Хотя в реальности Святослав был слабым правителем, автор наделяет его чертами идеального государя, грозного, мудрого и влиятельного.
Святослав грозный великий киевский — грозою;
прибил своими сильными полками
и булатными мечами, наступил на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги,
взмутил реки и озера,
иссушил потоки и болота.
А поганого Кобяка от Лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы
поют славу Святославу, корят князя Игоря...
Узнав о поражении Игоря и его дружины, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нарушивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.
На протяжении всего произведения автор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору половцам, выступить единым войском, постоять:
за обиду сего времени, За землю Русскую, За раны Игоревы,
буйного Святославича!
Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сыну Владимиру, видит в них храбрых воинов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художественных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче героизма русских храбрых воинов, в картине горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпитетами типа «поганые» наделяет он половцев.
Автор «Слова...» прекрасно владел многими жанрами литературы Руси того времени: и летописанием, и повестью, и ли-роэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы которых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого величайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского труженика ему очень близки.
Святослав грозный великий киевский — грозою;
прибил своими сильными полками
и булатными мечами, наступил на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги,
взмутил реки и озера,
иссушил потоки и болота.
А поганого Кобяка от Лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь, исторг: и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой. Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы
поют славу Святославу, корят князя Игоря...
Узнав о поражении Игоря и его дружины, Святослав «изронил» свое знаменитое «золотое слово, со слезами смешанное» с горькими упреками в адрес князей, нарушивших единство и вступивших в борьбу с половцами ради собственной славы.
На протяжении всего произведения автор обращается к князьям с призывом к сплочению и коллективному отпору половцам, выступить единым войском, постоять:
за обиду сего времени, За землю Русскую, За раны Игоревы,
буйного Святославича!
Сочувствует, как уже было сказано, он и князю Игорю, его брату Всеволоду, сыну Владимиру, видит в них храбрых воинов, патриотов. Патриотический настрой его проявляется в выборе художественных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений) для описания земли Русской, дружины князя, в передаче героизма русских храбрых воинов, в картине горя всей Руси, испытываемого после поражения Игоря. Отрицательными эпитетами типа «поганые» наделяет он половцев.
Автор «Слова...» прекрасно владел многими жанрами литературы Руси того времени: и летописанием, и повестью, и ли-роэпической песнью, и торжественным красноречием, и поучением, элементы которых чувствуются в произведении. Хотя никто не признает в создателе этого величайшего памятника человека из народа, он хорошо знает народно-поэтическое творчество, и интересы русского труженика ему очень близки.