Папа с веником (II скл., ед.ч., Т.п.) летает,
Подметает потолок,
3-е л.,ед.ч., м.р.
Он летает и мечтает
Выгнать гостью за порог.
3-е л., ед.ч., ж.р.
А она жужжит под носом (II скл., ед.ч., Т.п.),
И над ухом (II скл., ед.ч., Т.п.), и везде —
В башмаке, в кормушке (I скл., ед.ч., П.п.), с просом (II скл., ед.ч., Т.п.),
В газированной воде.
В рукаве в сковородке (I скл., ед.ч., П.п.),
в балалайке (I скл., ед.ч., П.п.)и часах,
У меня на подбородке (II скл., ед.ч., П.п.)
И у дедушки (I скл., ед.ч., Р.п.) в усах!
(Ю. Мориц)
Восемь слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно подбираем к ним проверочные слова.
1. Летает – лётчик
2. Подметает – мётлы
3. В башмаке – башмáк
4. В кормушке – корм
5. Газированной – газ
6. В воде – вóды
7. В рукаве – рукáв
8. В сковородке – скóвороды
В первой строфе находим два существительных, у которых на конце произносится одинаковый звук ([к]), а буквы пишутся разные, и выписываем их с проверочными словами:
потолок – потолком, потолки
порог – порогом, пороги
Сравнивая между собой столбики на плакате, мы можем видеть, что в 1-м столбике приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.
В 1-м столбике в 1-й ячейке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание (на последний слог). Во 2-й ячейке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание существи-
тельного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на первый слог).
Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на окончание (на последний слог)
Подметает потолок,
3-е л.,ед.ч., м.р.
Он летает и мечтает
Выгнать гостью за порог.
3-е л., ед.ч., ж.р.
А она жужжит под носом (II скл., ед.ч., Т.п.),
И над ухом (II скл., ед.ч., Т.п.), и везде —
В башмаке, в кормушке (I скл., ед.ч., П.п.), с просом (II скл., ед.ч., Т.п.),
В газированной воде.
В рукаве в сковородке (I скл., ед.ч., П.п.),
в балалайке (I скл., ед.ч., П.п.)и часах,
У меня на подбородке (II скл., ед.ч., П.п.)
И у дедушки (I скл., ед.ч., Р.п.) в усах!
(Ю. Мориц)
Восемь слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно подбираем к ним проверочные слова.
1. Летает – лётчик
2. Подметает – мётлы
3. В башмаке – башмáк
4. В кормушке – корм
5. Газированной – газ
6. В воде – вóды
7. В рукаве – рукáв
8. В сковородке – скóвороды
В первой строфе находим два существительных, у которых на конце произносится одинаковый звук ([к]), а буквы пишутся разные, и выписываем их с проверочными словами:
потолок – потолком, потолки
порог – порогом, пороги
В 1-м столбике в 1-й ячейке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание (на последний слог). Во 2-й ячейке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание существи-
тельного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на первый слог).
Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на окончание (на последний слог)