Важную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В конце столетия почти во всех губернских городах имелись постоянные театральные здания. Первую роль а театральном мире по-прежнему играют столичные театры. В 1860 г. в Петербурге был построен Мариин-ский театр (архитектор А.К. Кавос), названный так в честь жены Александра П императрицы Марии Александровны. Современники отозвались о театре как о «великолепнейшем, без всякого сомнения, в Европе». Вторую половину века называют «эпохой Петипа» — балетмейстера, которого называют величайшим из творцов классического балета, верой и правдой прослужившего более 60 лет Мариинскому театру.
Ведущее место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Он стремился к правдивому воспроизведению русской жизни, показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. Разоблачал и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Лейтмотивом этих пьес стали слова героини одной из драм Островского: «Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют».
Оплотом сценического реализма оставался московский Малый театр, в котором с 1870-х гг. выступала гениальная актриса М.Н. Ермолова, чье творчество К.С. Станиславский определил как «героическую симфонию» русской сцены по диапазону, глубине и воздействию на зрителя.
Ведущее место в репертуаре драматического театра заняли пьесы отечественных авторов и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Он стремился к правдивому воспроизведению русской жизни, показу темных ее сторон, низменных страстей, косности, невежества. Разоблачал и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. Лейтмотивом этих пьес стали слова героини одной из драм Островского: «Где дело о деньгах идет, там людей не жалеют».
Оплотом сценического реализма оставался московский Малый театр, в котором с 1870-х гг. выступала гениальная актриса М.Н. Ермолова, чье творчество К.С. Станиславский определил как «героическую симфонию» русской сцены по диапазону, глубине и воздействию на зрителя.