Главной общей тенденцией русского искусства второй половины XIX века является демократизация. Критическое отношение к действительности, ярко выраженная гражданская позиция, острая социальная направленность проявляются в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
Внимание к крестьянской жизни в равной степени характерно, например, поэзии Н.А. Некрасова и живописи В. Перова и И. Репина.
«Товарищество передвижных выставок», образованное в 1870 году, ставило целью широкое распространение достижений изобразительного искусства. В числе передвижников были В. Перов, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин и другие выдающиеся русские художники.
Демократизация в музыке привела к возникновению объединения «Могучая кучка» (М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Эти композиторы стремились отразить в своих произведениях насущные жизненные вопросы, решая их в том числе и на материале русской истории.
Внимание к крестьянской жизни в равной степени характерно, например, поэзии Н.А. Некрасова и живописи В. Перова и И. Репина.
«Товарищество передвижных выставок», образованное в 1870 году, ставило целью широкое распространение достижений изобразительного искусства. В числе передвижников были В. Перов, И. Крамской, А. Саврасов, И. Шишкин и другие выдающиеся русские художники.
Демократизация в музыке привела к возникновению объединения «Могучая кучка» (М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Эти композиторы стремились отразить в своих произведениях насущные жизненные вопросы, решая их в том числе и на материале русской истории.