Национальный гнет испытывало на себе еврейское население, проживавшее в так называемой черте оседлости (юго-западные губернии России). Селиться в других местах разрешалось лишь лицам, принявшим православную веру, имевшим высшее образование либо свидетельство купца первой гильдии. Не имея возможности в полной мере проявить себя на государственном поприще, еврейская молодежь активно пополняла ряды революционных организаций, нередко занимала в них руководящие посты. В то же время в стране наблюдался значительный рост влияния еврейского капитала. Все это вызывало усиление антисемитских настроений. В 1895 г. широкое распространение в России получили так называемые «Протоколы сионских мудрецов», изготовленные, как считается, царской охранкой. Они представляли собой якобы стенографический отчет заседания лидеров международного еврейского сообщества, поставившего перед собой цель подчинить весь мир. В «Протоколах...» говорилось, что, используя лозунги либерализма и Французской революции, мировое еврейство распространило свое влияние в Западной Европе и Северной Америке и теперь его главной мишенью является Россия. В документе излагалась стратегия использования финансовых учреждений, средств массовой информации и образования для свержения российского самодержавия и установления власти мирового еврейского правительства. Эти утверждения оказали определенное воздействие на городские низы, а евреи становились для власти идеальным «козлом отпущения», на которого можно было взвалить ответственность за социальные и экономические проблемы, вызванные ускоренной модернизацией.