В романе автора интересует не биографические сведения, а его душевная и умственная жизнь. А раскрытие тонкостей души человека не возможно без приема психологизма, который является доминирующим принципом изображения героев и событий. Благодаря психологизму Лермонтов глубоко и полно раскрыть личность главного героя и второстепенных персонажей, показывая душевные переживания героев. Писатель-психолог отображает чувства и переживания героев через использование: 1) внешнего портрета (лицо, глаза, взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация, поза, движение, поступок — так называемый непрямой, косвенный психологизм); 2) картин природы, представляющих не просто описание места действия, а «пейзаж души» (описание природы до и после дуэли с Грушницким). В «Журнале Печорина» преобладает открытый психологизм, непосредственно воссоздающий процессы внутренней жизни человека: Печорин глубоко и беспристрастно анализирует свои мысли, чувства, настроения и поступки и выносит приговор самому себе. Новаторский подход Лермонтова помог объединить в своем произведении традиции социального, философского и психологического романов.