Портретная характеристика Пугачева говорит о противоречивости его натуры.Привнесенные детали, убедившие казака в важности «персоны» («царские знаки на грудях»), сменяются «говорящими» чертами, подмеченными наблюдательным Гриневым: черная борода, широкий кулак, «правильные и до-вольно приятные» черты лица, которые, как ни странно, «не изъявляли ничего свирепого». Особо выделяются глаза: то «сверкающие», «блистающие», то пристально смотрящие, то выражающие плутовство и насмешливость. Характеризует Пугачева и быстрая смена настроений: то он со своими товарищами поет заунывную бурлацкую песню, то смеется «с непритворнойвеселостию», то хмурится и мрачнеет, то задумывается. Причем веселость Пугачева заражает Гринева, он, глядя на Пугачева, «стал смеяться, сам не зная чему». Эта деталь говорит о притягательности, обаянии личности «бунтовщика».
Повествователь отмечает в Пугачеве и другую привлекательную черту — демократизм: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю»; «каждый… предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».
Средством характеристики пугачевцев является сниженная лексика: «рожи», «сборище, «мошенник», «старый хрыч». Цветопись придает живописность картине: «в цветных рубашках», «с красными рожами».
Необычным средством, обогащающим представление о мятежниках, является песня. В песне раскрывается душа народа, и эта «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», раскрывает их душевное состояние. Впечатление от «любимой песенки Пугачева» и ее исполнителей говорит, кроме всего прочего, о слушателе — Гриневе: это потрясло его «каким-то пиитическим ужасом». Гринев — возвышенная, тонко чувствующая натура. Он видит не просто разбойников, а былинных, эпических персонажей.
Все эти художественные средства говорят о неоднозначности, противоречивости личности предводителя бунтовщиков, о наблюдательности и объективности повествователя — Гринева, который увидел в Пугачеве не только отпетого разбойника, но и неординарного человека
Повествователь отмечает в Пугачеве и другую привлекательную черту — демократизм: «Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю»; «каждый… предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева».
Средством характеристики пугачевцев является сниженная лексика: «рожи», «сборище, «мошенник», «старый хрыч». Цветопись придает живописность картине: «в цветных рубашках», «с красными рожами».
Необычным средством, обогащающим представление о мятежниках, является песня. В песне раскрывается душа народа, и эта «простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице», раскрывает их душевное состояние. Впечатление от «любимой песенки Пугачева» и ее исполнителей говорит, кроме всего прочего, о слушателе — Гриневе: это потрясло его «каким-то пиитическим ужасом». Гринев — возвышенная, тонко чувствующая натура. Он видит не просто разбойников, а былинных, эпических персонажей.
Все эти художественные средства говорят о неоднозначности, противоречивости личности предводителя бунтовщиков, о наблюдательности и объективности повествователя — Гринева, который увидел в Пугачеве не только отпетого разбойника, но и неординарного человека